Назад в список
Назад в список


Минков Е.Г.

Мотивация: структура и функционирование



ФРАГМЕНТ
(вариант для печати в PDF-формате (338 кб))

МАРАФОНСКИЙ БЫК см. Тесей.

МарийМАРИЙ, Гай (ок. 157–86 гг.) – выдающийся римск. военачальник, политический деятель. Родился в г. Цереате близ Арпина (Лаций), выходец из небогатой латинской семьи. В Риме был «новым человеком», добившимся известности и политического влияния своими силами, без поддержки рода. Претор в 115 г., консулъ 107 г. Со 107 г. начал проводить военно-политические реформы, главным содержанием к-рых была постепенная замена гражданского ополчения постоянной наемной армией, что превращало ее в крупную политическую силу. Реформы М. повысили боеспособность римск. армии. В 105 г. М. победой завершил Югуртинскую войну. Во время войн с кимврами и тевтонами в 104-101 гг. пять раз подряд избирался консулом (вопреки римск. конституции, запрещавшей повторное избрание). М. умер во время борьбы с Суллой, в седьмой раз вступив в должность консула.

АнтонинМАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН – римск. император (161–180 гг.), родился в Риме в сенаторской семье испанского происхождения. Один из самых образованных людей своего времени, философ. Его сочинение «Наедине с собой» – одно из наиболее известных изложений философского учения стоицизма. М. правил в согласии с сенатом. Способный военачальник. Успешно отражал нападения парфянских и германских племен на владения Империи. Умер в пограничной крепости, заразившись чумой.

МАРКОМАНЫ – германское племя, относящееся к свебам. Во 2-й половине I тыс. до н. э. обитали на территории совр. Саксонии и Тюрингии. В 58 г. до н. э. сражались в войске Ариовиста. В I в. н. э. продвинулись к Дунаю, неоднократно вторгались в римск. провинции. В 166–180 гг. натиск М. вылился в Маркоманскую войну, угрожавшую Северной Италии. Ряд побед в войне с М. одержал Марк Аврелий. После его смерти Коммод заключил договор с М., по к-рому они отошли за Дунай.

МАРС (римск. миф.) – один из древнейших италийских богов; входил в триаду, первоначально возглавлявшую римск. пантеон (Юпитер,М. и Квирин).Существуют различные мнения о первоначальной природе М.: его считают божеством плодородия и растительности, богом дикой природы, всего неизвестного и опасного, богом войны. Позднее М. становится исключительно богом войны. Как отец Ромула М. считался родоначальником и хранителем Рима. Символами М. было копье и 12 щитов, один из к-рых, по преданию, упал с неба как залог несокрушимости Рима, а 11 по приказу царя Нумы Помпилия были точно скопированы с первого, чтобы никто не мог распознать подлинный; хранителем этих святынь была коллегия жрецов салиев, выносивших их на праздники М. и исполнявших в его честь воинские пляски. М. был отождествлен с греч. Аресом, хотя это отождествление было скорее литературным, чем религиозным.

МАРСИЙ (греч. миф.) – сатир или силен, один из спутников Диониса. Нашел флейту, брошенную Афиной, и достиг необычайного мастерства в игре на ней, после чего вызвал на состязание самого Аполлона. Аполлон, играя на кифаре,победил М., содрал с него кожу в наказание за дерзость и повесил ее на дереве у истоков реки Меандр (Фригия).По преданию, кожа М. шевелилась при звуках флейты, но оставалась неподвижной при звуках песен в честь Аполлона.

МАРСИЙСКАЯ ВОЙНА см. Союзническая война.

МАРСЫ – сабелльское племя, близкое самнитам. В Самнии населяли район Фуцинского озера. М. приняли самое активное участие в Союзнической войне.

МАРЦИАЛ, Марк Валерий (ок. 40–104 гг.) – римск. поэт. Родился в Испании. Переехав в Рим, пользовался покровительством своего земляка Сенеки 2. После его гибели М. был вынужден сделаться клиентом при богатых патронах, что наложило отпечаток на его творчество. Написал 15 книг эпиграмм. Наибольшую славу принесли М. эпиграммы насмешливого характера. В отличие от страстных, личностно направленных эпиграмм Катулла, к-рому М. вообще любил подражать, в своих эпиграммах он избегает называть имена реальных лиц, а направляет свои насмешки на типическое, показывая своих персонажей в живой обстановке римск. быта. Силу М. составляла не глубина критики, а остроумие и меткость слова. Творчеством М. восхищались Гете, Ломоносов, Пушкин.

МаскаМАСКА – в глубокой древности принадлежность культового обряда. Театральная М. связана с культом Диониса, но магического значения она уже не имела. Употребление М. отвечало установке греч. искусства на подачу обобщенного образа. Окраска М., рисунок бровей, лба характеризовали возраст персонажа, пол, душевное состояние. При резкой перемене настроения актер менял М., к-рая была необходима и потому, что он исполнял несколько ролей и М. помогала ему как бы перевоплотиться. К тому же большие размеры греч. театра требовали укрупнения черт человеческого лица, что и позволяла сделать М. Рот М. делался в форме раструба для усиления звука.

МАХАОН (греч. миф.) – сын Асклепия, научившийся у отца искусству врачевания. Вместе с братом Подалирием был в числе женихов Елены, затем участвовал в Троянской войне. Во время осады Трои излечил от ран многих героев, в частности Менелая и Филоктета.

МЕГАРА (греч. миф.) – дочь фиванского царя Креонта, жена Геракла. Своих детей от М. Геракл убил в приступе безумия, к-рое на него наслала Гера. Впоследствии, когда Геракл решил жениться на Иоле,он развелся с М. и отдал ее в жены своему племяннику и другу Иолаю.

МЕГЕРА (греч. миф.) – одна из эриний,олицетворение гнева и зависти; изображалась в виде безобразной старухи со змеями вместо волос, длинным языком, раскаленными зубами, с факелом и бичом в руках.

МЕДЕЯ (греч. миф.) – волшебница, дочь царя Колхиды Ээта, внучка Гелиоса, племянница Кирки. Когда аргонавты прибыли в Колхиду, боги, покровительствовавшие героям, внушили М. страстную любовь к Ясону. За обещание жениться на ней М. помогла Ясону преодолеть испытания, к-рым подверг его Ээт, и овладеть золотым руном. Вместе с Ясоном М. бежала из Колхиды. Чтобы задержать преследовавшего их Ээта, М. убила своего младшего брата Апсирта, бежавшего вместе с ними, и куски его тела разбросала по морю, понимая, что отец прекратит погоню, чтобы собрать тело сына для погребения. (Вариант: Апсирт не бежал с М., а возглавил отряд колхов, отправившихся в погоню за аргонавтами. М. заманила брата в ловушку, а Ясон убил его.) На острове феаков преследователи настигли беглецов и потребовали у царя Алкиноя их выдачи. Тот обещал выдать М., если она еще не жена Ясону. Предупрежденные об этом М. и Ясон поспешили заключить брак. По возвращении в Иолк М. помогла Ясону отомстить Пелию, убившему его отца и брата и захватившему власть. Она убедила дочерей Пелия омолодить дряхлого отца, для чего они разрубили его тело на части и сварили в котле. М., к-рая перед этим продемонстрировала свое колдовское искусство, превратив таким способом барана в ягненка, отказалась воскрешать Пелия. За это Ясон и М. были изгнаны из Полка и поселились в Коринфе у царя Креонта. Здесь М. родила двух сыновей. Когда же Ясон задумал жениться на царской дочери, М. послала в подарок царевне венец и пеплос, пропитанные ядом. Надев этот наряд, она сгорела вместе с отцом, пытавшимся спасти дочь. После этого М. убила собственных детей и улетела из Коринфа на колеснице, запряженной крылатыми конями, в Афины, где стала женой царя Эгея и родила от него сына Меда. Когда туда вернулся сын Эгея Тесей, М. пыталась погубить его, боясь что не Мед, а он станет наследником царской власти, но была разоблачена и изгнана. Вернувшись вместе с Медом в Колхиду, где к этому времени Ээта свергли с престола, М. помогла отцу вернуть власть. В дальнейшем была перенесена на острова блаженных и там, по одной из версий мифа, стала женой Ахилла.

МЕДИМН – в Др. Греции мера твердых (зерно) и жидких (оливковое масло, вино) продуктов, составлявшая примерно 52 литра.

МЕДУЗА (греч. миф.) – одна из горгон.

МЁЗИЯ – территории вдоль Нижнего Дуная, первоначально входившие в состав римск. провинции Македония. В 15 г. до н. э. М. стала отдельной провинцией. В конце I в. н. э. М. была разделена на две провинции: Верхняя М. (примерно территория совр. Сербии) и Нижняя М. (между Дунаем и Балканами, северная часть совр. Болгарии).

МЕЛАМП (МЕЛАМПОД) (греч. миф.) – прорицатель, сын основателя Полка. Получил дар прорицания, после того как спас двух змеенышей из разоренной змеиной норы. Когда змеи выросли, они вползли однажды ночью на плечи М. и прочистили своими языками его уши, после чего он стал понимать язык зверей и птиц и предсказывать будущее. М. исцелил от безумия дочерей тиринфского царя Прета, за что получил часть его царства. Считался основателем культа Диониса, перенесенного им из Египта, и родоначальником жреческого рода Меламподов.

МЕЛЕАГР 1. Греч. поэт (кон. II – нач. I вв.), родился в Сирии. Сохранилось ок. 130 эпиграмм М., основным содержанием к-рых является любовь и все связанные с ней переживания. Изысканность языка и стилевые особенности эпиграмм М. сближают его с поэтами александрийской школы. В старости он поселился на о. Кос и составил сборник эпиграмм др.-греч. поэтов, включив в него произведения как самых древних, так и совр. ему авторов. Этот сборник, названный им «Венок», был первой антологией в истории греч. лит-ры. Впоследствии он вошел в Палатинскую антологию. 2. (греч. миф.) – сын калидонского царя Ойнея (вариант: Ареса) и Алфеи. Участник похода аргонавтов, победитель в метании копья и дротика в общегреческих играх. Больше всего известен как участник Калидонской охоты.

МЕЛИКА (греч. melos «песня») – в Др. Греции так назывались поэтические произведения, исполнявшиеся в сопровождении лиры, кифары, форминги. М. делилась на сольную (монодическую) и хоровую. Яркими представителями монодической М. являются Сапфо, Алкей, Анакреонт. Хоровая М. нашла наиболее полное воплощение в творчестве Алкма-на, Пиндара, Стесихора, Вакхилида.

Мельпомена МЕЛЬПОМЕНА (греч. миф.) – муза трагедии;изображалась высокой женщиной с повязкой на голове, в венке из плюща или виноградных листьев, с трагической маской в одной руке и с мечом или палицей в другой.



 
  Назад в список