Назад в список
Назад в список

 

Голубева Э.А.

Способности, личность, индивидуальность

ФРАГМЕНТ ТЕКСТА
(вариант для печати в PDF-формате (112 кб))

 

Глава 8. СПОСОБНОСТИ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

При рассмотрении в общем виде проблемы структуры индивидуальности и личности (введение и гл. 2) было отмечено, что направленность личности является наиболее общей категорией, связанной с содержанием ее психической жизни; это «системообразующее свойство личности» /Б.Ф. Ломов, 1984, с. 311/. Направленность личности как общественного индивида определяет ее позицию /С.Л.Рубинштейн, 1940; Л.И. Божович, 1968; Б.Г.Ананьев, 1980; В.Э. Чудновский, 1981, Н.И. Рейнвальд, 1987, А.И. Крупнов, 1988 и многие др./.

Категория направленности, вероятно, в большей мере, нежели какая-либо другая, объединяет основные свойства личности как закрытой и как открытой системы, а отношения к себе, другим людям, к труду и миру - те векторы, которые и составляют содержание направленности.

В предлагаемой структуре индивидуальности и личности (см. рис. 1) была сделана попытка обозначить те конкретные «слагаемые» направленности, с помощью которых она «сопрягается» с отдельными подструктурами: интровер-сия-экстраверсия - с темпераментом, актуализированные призвания - со способностями, целеустремленность - с характером. Особое значение имеет соотношение потребностной и мотивационной сферы личности с одним из важнейших компонентов направленности - интересами и склонностями. Понимая всю условность такого разделения направленности на ее компоненты, мы тем не менее думаем, что экспериментальная разработка этой проблематики, в том числе и на основе требований психометрики, предполагает то или иное расчленение направленности на ее виды. Здесь многое сделано при анализе обусловленности направленности особенностями строения и содержания ценностных ориентации личности /В.А. Ядов, 1975; Б.С. Круглов, 1987 и др./.

Исходя из понимания индивидуальности и личности как «продукта биосоциальных влияний» (В.М. Бехтерев), мы исследовали те компоненты направленности, которые так или иначе связаны со способностями и их природными предпосылками и к тому же поддаются измерениям. С этой точки зрения наиболее актуально изучение склонностей.

8.1. Соотношение способностей и склонностей

«Склонность - любое положительное, внутренне мотивированное отношение (влечение, интерес и пр.) к какому-либо занятию. Психологическую основу склонности составляет устойчивая потребность личности в определенной деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые в ней результаты, но и сам процесс деятельности» /«Психологический словарь», 1983, с. 342/.

Склонности подростков как категория дифференциально-психологическая и одновременно дифференциально-психофизиологическая были изучены в нашей лаборатории Б.Р. Кадыровым, и результаты проанализированы в его докторской диссертации /1990, а/ и монографии /1990, б/. Склонности Б.Р. Кадыровым, как и в нашем коллективном исследовании /Э.А. Голубева и др., 1991/, определялись с помощью вопросника Е.А. Климова /1974/ и карты интересов А.Е. Го-ломштока /1963/. Они объединены на основе классификации Е.А.Климова в пять видов склонностей: «Природа», «Техника», «Знаковая система», «Человек», «Художественные образы».

С помощью этих методик в двух параллельных восьмых классах одной московской школы было изучено 69 учеников. На них же определялось большое число ЭЭГ- и психологических характеристик, относящихся к трем уровням. Обратимся к некоторым фрагментам из работы Б.Р. Кадырова, /1990 а/.1 В табл. 71 представлены данные о том, как склонности соотносятся с показателями свойства активированное™ (для правого полушария).

Таблица 71
Распределение показателей склонностей в двух крайних группах по активированности правого полушария мозга
(Б.Р. Кадыров, 1990)

Группы испытуемых

Природа

Техника

Знаковая система

Человек

Художественные образы

Широта активности*

Высокоактивированные

19,97

15,94

18,52

23,48

23,51

20,18

Низкоактивированные

14,29

19,12

15,43

16,10

15,29

15,78

T

2,428

1,125

1,481

3,006

3,562

2,732

p

<0,05

-

-

<0,01

<0,01

<0,01

Примечание.   * Данный суммарный показатель - общая оценка по всем 13 направлениям карты интересов А.Е. Голомштока (1963).

Видно, что более высокоактивированные подростки имеют выраженные тяготения к предпочтению видов деятельности в сферах «природа», «человек», «художественные образы» и, напротив, низкоактивированные подростки предпочитают виды деятельности, связанные с «техникой». На другой выборке эти различия значимы /Б.Р. Кадыров, 1990, а/.

Разделение подростков по группам, отличающимся преобладанием первой и второй сигнальной системы, и сопоставление этих групп по выраженности склонностей показало, что подростки, тяготеющие к занятиям «техникой» и «знаковыми системами», имеют явное преобладание второсигнальных функций.
Весьма важной стороной работы Б. Р. Кадырова было исследование в качестве коррелятов склонностей таких широко применяемых и, действительно, очень информативных показателей, как параметры вызванных потенциалов.

Здесь существенное различие в природных предпосылках склонностей к «знаковым системам» и «художественным образам» проявилось при рассмотрении латентных периодов слуховых вызванных потенциалов. Более длительные латентные периоды некоторых компонентов ВП, зарегистрированных в левом полушарии, оказались соотносимыми со склонностями к «знаковым системам». Напомним, что при использовании зрительных раздражителей и регистрации ВП в области вертекса более длительные латентные периоды ВП наблюдались у «мыслителей» (раздел 5.2).

Это объясняется нами той системой фактов и обобщений, которая была получена не только в физиологии (см., например, Г.А. Кимбл /1973/, который показал значение тормозных процессов для вербального кодирования), но и в психологических и психофизиологических работах. Я.А. Пономарев связывает удлинение скрытого периода различных реакций с усложнением форм отражения /1967/; Е.И. Бойко /1964/, вскрывая вместе со своими сотрудниками сложность динамики нервных процессов при осуществлении второсигнальной деятельности, видит в удлинении скрытых периодов реакций возможное отражение опосредованности переработки знаковой информации.

Подтверждение этого предположения содержится в факте отрицательной корреляции латентного периода компонента вызванного потенциала Р300 с выраженностью склонностей к «природе» и к «художественным образам»; оно означает более непосредственное и быстрое реагирование на сенсорные сигналы на уровне восприятия. Напротив, положительная корреляция параметров ВП со склонностью к «технике», свидетельствует о более медленном опосредованном реагировании /Б.Р. Кадыров, 1990, а, б/.

Выраженные склонности сказываются и на успешности обучения. В нашей коллективной работе были обнаружены отрицательные и положительные соотношения видов склонностей с оценками по ряду школьных предметов (табл. 72). Наибольшее число положительных корреляций - для «художественных образов»: тяготение к ним связано с успешностью обучения по русскому языку, литературе, географии, химии, черчению и с обобщенной оценкой по предметам гуманитарного цикла. Тяготение к «природе» выявляется и в результативной стороне учебной деятельности - значимых положительных корреляциях с оценками по химии, зоологии, труду. Интересно, что тяготение к «технике», положительно коррелируя с оценками по труду и черчению, отрицательно связано с обобщенной оценкой по предметам гуманитарного цикла (ГЦ) и по географии.

Таблица 72
Корреляция показателей успеваемости с характеристиками склонностей

/Э.А. Голубева и др., 1991/
п = 30

Школьные предметы

Природа

Техника

Знаковая система

Художественные образы

Человек

Русский язык

19

-28

30

47**

09

Литература

12

-17

25

38*

И

История

13

-25

10

31

-07

Иностранный язык

-10

-23

12

35

05

География

06

-42*

08

37*

07

Физика

18

16

27

17

18

Алгебра

23

-10

15

19

-08

Геометрия

30

01

24

14

-02

Химия

38*

17

30

39*

40*

Зоология

40*

17

29

27

13

ГЦ

04

-37*

16

36*

-02

ЕЦ

28

02

23

14

0

Общая успеваемость

18

-13

24

24

03

Черчение

27

41*

53**

36*

14

Музыка

34

26

20

17

15

Физкультура

06

23

20

-02

26

Труд

37*

53**

34

18

25

8.2. Способности и общие виды направленности личности

Самые глобальные векторы, виды направленности (личностная, коллективистская, деловая) были выделены при изучении мотивационной сферы и ценностных ориентации в инженерной психологии, где созданы модели группового поведения в системе «человек-машина». Данные модели исследовались в малых группах - экипажах самолетов, подводных лодок, авианосцев. Было установлено, что основные виды направленности или «ориентации» - личностная (на самого себя), коллективистская (на группу) и деловая (на задание) - в их различном сочетании могут характеризовать по усредненным данным не только основную направленность группы, но и отдельного индивида /см.: обзор соответствующих работ в русском переводе кн. А. Зигеля и Дж. Вольфа, 1973/.

При дальнейшем психолого-педагогическом изучении школьников акцент был сделан на двух типах направленности (эгоистической и коллективистской) и показано, что у школьников-коллективистов в целом более эффективно осуществляется процесс формирования нравственной саморегуляции поведения /В.Э. Чудновский, 1981/.

В наших исследованиях /Э.А. Голубева и др., 1991; В.В. Печенков, 1987/ мы воспользовались схемой А. Зигеля и Дж. Вольфа /1973/. В качестве экспертов выступали учителя, некоторые из них были классными руководителями, хорошо знавшими своих учеников - школьников 7 и 8 классов. Учителям предлагалось оценить направленность каждого учащегося, руководствуясь следующей инструкцией.

«Определите, пожалуйста, каждого своего ученика с точки зрения сочетания у него разных видов направленности - личностной, коллективистской, деловой. Под направленностью в целом имеется в виду свойство личности, определяющее в социальном плане ее облик по существенным линиям. Личностная направленность - на себя; коллективистская - на коллектив; деловая - на задание.

Направленность должна быть представлена «вектором», образованным тремя компонентами (иначе - «коэффициентом направленности»). Например, для трех человек (А, В, С) указаны значения, соответствующие «силе» компонентов направленностей, которые в сумме составляют единицу.

Ученик

Направленность

Сумма

Личностная

Коллективистская

Деловая

А.

0,3

0,1

0,6

1,0

В.

0,2

0,4

0,4

1,0

С.

0,8

0,1

0,1

1,0

A. - ученик с преимущественно деловой направленностью;
B. - ученик с разными видами направленности;
C. - ученик с сильной направленностью на себя.

По такой же схеме оцените всех остальных учащихся».

В сопоставление с другими показателями вошли общие оценки видов направленности, суммирующие суждения разных учителей. Таким образом, каждый ученик был представлен тремя показателями направленности - личностной, коллективистской, деловой.

При корреляционном и погрупповом анализе данных обнаружены немногочисленные соотношения видов направленности с типологическими (общими и специальными) свойствами нервной системы. Учащиеся, у которых больше выражена личностная направленность, являются более инертными, а школьники с деловой направленностью - более лабильными. Ученики, отличающиеся коллективистской направленностью, по сравнению с теми, у кого доминирует направленность личностная, характеризуются преобладанием первой сигнальной системы и склонны к оперированию «художественными образами» (методика Е.А. Климова), а также предпочитают занятия искусством (методика А.Е. Голомштока).

Среди факторов Р. Кэттелла значимые различия между учащимися, отличающимися выраженностью личностной и коллективистской направленности, получены по фактору «1». Он меньше у школьников с личностной направленностью, которые характеризуются практичностью и рационалистичностью, и больше у учащихся с выраженной деловой и особенно коллективистской направленностью, обладающих яркой эмоциональностью, чувствительностью и склонностью к художественному восприятию мира.

В табл. 73 отражены соотношения, характеризующие картину корреляций между видами направленности и успешностью обучения. Наибольшее число положительных связей имеется между коллективистской направленностью и оценками по различным предметам, но особенно тем, которые относятся к ГЦ. Это нашло выражение и в более высоких значениях коэффициентов корреляций (р < 0,01), и в наличии значимой положительной корреляции этого вида направленности с суммарной оценкой - ГЦ. Деловая направленность положительно связана с более высокими оценками по русскому языку, химии и труду.

Таблица 73
Корреляция показателей успеваемостис характеристиками направленности личности
/Э.А. Голубева и др., 1991/
п = 30

Школьные предметы

Виды направленности

личностная

коллективистская

деловая

Русский язык

-23

46*

45*

Литература

-01

33

21

История

-20

32

29

Иностранный язык

-21

47**

15

География

-33

58**

33

Физика

-04

17

19

Алгебра

01

12

24

Геометрия

06

09

25

Химия

15

35

52**

Зоология

-07

41*

26

ГЦ

-34

36*

23

ЕЦ

-17

И

25

Общая успеваемость

-31

25

33

Черчение

08

26

25

Музыка

-02

22

29

Физкультура

04

06

28

Труд

04

08

37*

Сравнение знаков корреляций в первой колонке табл. 73, где приведены соотношения оценок успешности учения с показателями личностной направленности, с колонками второй и третьей весьма выразительно. Видно, что многие коэффициенты корреляций в первой колонке - отрицательные. Правда, среди них нет значимых и только три (между личностной направленностью и оценками по гуманитарным дисциплинам, географии и общей успеваемости) лишь приближаются к необходимому уровню значимости. При погрупповом анализе данных у «гуманитариев» (т.е. лучше занимающихся по гуманитарным предметам) по сравнению с «естественниками» (т.е. лучше занимающимися по предметам естественного цикла) статистически значимо выше коллективистская направленность и ниже - эгоистическая (В.В. Печенков, 1987). Значимых соотношений видов направленности и общих оценок интеллекта, измеряемого тестом Д. Векслера, в исследуемых выборках не обнаружено.

Конечно, в оценках направленности могло сказаться и общее отношение педагогов к тому или иному ученику, включающее знание об его успеваемости. Но против этого говорит, однако, тот факт, что самые высокие положительные корреляции получены для предметов, преподавание которых осуществлялось учителями, не участвовавшими в экспертной оценке направленности. Кроме того, в диссертационной работе З.Ю.Якубовой (1988) при исследовании математических способностей старшеклассников показано, что эгоистическая направленность личности ограничивает возможность раскрытия способностей и, напротив, альтруистическая, коллективистская направленность создает более благоприятные условия для реализации потенциальных возможностей учащихся.

Совокупность полученных результатов подтверждает общую зависимость, отмечаемую в предыдущих главах, а именно - тяготение более реактивных и чувствительных испытуемых к коммуникативным видам деятельности и чаще к художественному освоению действительности.

Сопоставление показателей способностей, склонностей и общей направленности личности с индикаторами типологических свойств нервной системы выявило, что для способностей значимых корреляций - 25, для склонностей - 8, для видов направленности - 1 (деловая направленность положительно связана с лабильностью). Иначе говоря, число корреляций прогрессивно уменьшается, свидетельствуя о большей природной составляющей в способностях, меньшей в склонностях и еще меньшей в направленности /Э.А. Голубева и др., 1991/.

Это естественно, поскольку склонности и общая направленность личности более социально детерминированы, нежели способности. Но в связи с этим встает проблема научного обоснования выбора жизненного пути учащимися на основе сбалансированных и конкретных соотношений направленности личности, способностей и их задатков.

8.3. Обсуждение

Для более полного представления картины соотношений способностей и склонностей школьников при их комплексном изучении мы объединили показатели различных уровней в общую табл. 74. В ней отражены корреляции между типологическими (общими и специальными) свойствами нервной системы, общими умственными способностями (специальные не рассматривались), общими видами направленности личности. Из оценок успеваемости взяты наиболее глобальные, за исключением отметок по музыке, физкультуре, труду, черчению, которые при разных способах анализа, да и по смыслу, несколько обособлены.

Таблица весьма поучительна. В ней имеется уже отмечавшаяся одна положительная корреляция по предметам гуманитарного цикла со склонностью к оперированию художественными образами и только одна отрицательная корре
ляция ГЦ со склонностью к оперированию техникой. Интересно, что из обобщенных оценок только успешность обучения предметам гуманитарного цикла положительно связана с коллективистской направленностью.

Таблица 74
Значимые соотношения показателей успеваемости с характеристиками типологических свойств, интеллектуальных (познавательных) способностей,
склонностей и направленности личности
/Э.А. Голубева и др., 1991/

Показатели успеваемости

Типологические свойства нервной системы

Способности

Склонности

Направленность

Безусловно-рефлекторные СНС, общие человеку и животному

Выраженность 1 сигнальной системы, образных и правополушарных функций

Выраженность 2 сигнальной системы, словесно-логических и левополушарных функций

Невербальный интеллект

Вербальный интеллект

Общий интеллект

Природа

Техника

Знаковая система

Человек

Художественные образы

Любознательность

Личностная

Коллективистская

Деловая

ЕЦ

+

 

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЦ

+

+

 

 

+

+

 

-

 

 

+

 

 

+

 

Общая успеваемость

+

 

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыка

+

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультура

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Труд

+

 

 

+

 

 

+

+

 

 

 

+

 

 

+

Черчение

+

+

+

+

+

+

 

+

+

 

+

+

 

 

 

«+» - наличие значимых положительных корреляции;
«-» - наличие значимых отрицательных корреляций.

Настораживает определенное расхождение способностей, склонностей и общей направленности личности. Из суммарной таблицы видно, что все учебные оценки зависят от выраженности безусловнорефлекторных, т.е. врожденных, свойств нервной системы; имеются и статистические соотношения между успешностью обучения с взаимодействием сигнальных систем, а также уровнем интеллекта. Большое число плюсов в левой части таблицы - доказательство этому. Но склонности и общие виды направленности с интегральными оценками учебного труда связаны сравнительно мало (правая часть таблицы). Кроме того, они в явном виде почти не коррелируют с выраженностью типологических свойств.
Между тем выбор профиля обучения часто осуществляется лишь по склонностям, к тому же без методик, уже имеющихся в арсенале психологии. Но даже и при определении склонностей способности и тем более их задатки остаются вне специального рассмотрения.

Действительно, изучая проблему соотношения способностей и склонностей в более широком плане, мы столкнулись с тем, что: 1) возможные природные предпосылки развития различных способностей бывают скрытыми для учителей, родителей и самих учащихся; 2) способности часто не совпадают со склонностями и интересами, хотя последние порой необоснованно рассматриваются как собственно способности; 3) побочные факторы, как, например, привязанность к соученикам и учителям, престижность школы или института, представляются иногда более важными, нежели необходимость реализации своих собственных дарований.
В свете этих и других данных, а также опыта нашей консультационной работы /МЛ. Матова и др.: «Способности и склонности», 1989/ возникает проблема психофизиологической и психологической обеспеченности и «внешней» и «внутренней» дифференциации обучения. Исследования показывают, что психологической информацией об учебной и внеучебной активности, жизненном пути, устремлениях ученика, конечно, обладают опытные педагоги и вдумчивые родители. Это совершенно необходимо, но недостаточно: нужно и знание о реально существующих зависимостях между характеристиками, относящимися к психофизиологическому, психологическому и поведенческому уровням. При составлении «портретов» учеников, основанных на многих аналитических признаках, их толкование было возможным, если не нарушалась целостная картина индивидуальности. А полученная совокупность результатов требовала соотнесения того, что известно о каждом, с общей системой физиологических и психологических знаний.

При дифференциации по склонностям важно не проглядеть способности...

 

 



 
  Назад в список