Назад в список
Назад в список


Минков Е.Г.

Мотивация: структура и функционирование



ФРАГМЕНТ
(вариант для печати в PDF-формате (155 кб))

4.1. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ: РОЛЬ СМЫСЛОВЫХ СВЯЗЕЙ

4.1.1. Формирование мотива

Как следует из ранее изложенного, если индивид, имеющий какую-либо актуализированную потребность, впервые после рождения попадает в ситуацию запуска деятельности по непосредственному удовлетворению этой потребности, то, в силу наличия у него генетически обусловленной способности специфически реагировать на эту ситуацию консумматорным поведением, такое поведение сразу же начинается, и по его выполнении достигается благо. Эти события не проходят для индивида просто так, бесследно. Он запоминает и соответствующий вариант средового воплощения ситуации запуска, и достигаемый в ходе консумматорной активности вариант средового воплощения блага, и знание о том, что оба варианта связаны между собой, т.к. достижение соответствующего варианта блага требует предварительного достижения соответствующего варианта ситуации запуска. Таким образом, по сути, описываемые события сопровождаются процессом последовательного и взаимосвязанного совершения двух ранее описанных разновидностей импринтинга. Обозначим такой процесс как сочетанный импринтинг. Сочетанный импринтинг завершается «успокоением» (А.Д. Слоним, 1976), которое с физиологической точки зрения выступает в качестве подкрепления, а согласно используемой в данной работе терминологии является проявлением эмоциональных процессов первого типа. То есть такое «успокоение» – это генетически обусловленная специфическая психическая реакция индивида при восприятии им блага соответствующей потребности, которую он удовлетворил в первый раз в своей жизни, – реакция в виде переживания плюс-эмоции расслабления. После совершения сочетанного импринтинга индивид, при актуализации у него потребности, уже не только имеет энергию для осуществления поведения, но и знает – как действовать и к какой ситуации стремиться. Следовательно, именно с этого времени потребность становится способной направлять и регулировать деятельность индивида в предметной среде (А.Н. Леонтьев, 1975). С этого момента индивид, при актуализации у него потребности, будет стремиться не просто к идеальной ситуации запуска, для того чтобы потом достичь идеального блага, но он будет стремиться к заимпринтированной модели ситуации запуска, т.е. к такому варианту воплощения идеальной ситуации запуска, который проявился в реальных условиях среды. После совершения импринтинга, таким образом, у индивида при актуализации потребности появляетсяне только динамическое основание для поведения – минус-эмоция, но и структурное основание. Причем, последнее теперь – это не оторванные от реальности, генетически заданные, абстрактные представления об идеальной ситуации запуска и идеальном благе. Теперь это порция знания о строении вполне конкретных, связанных между собой ситуаций, которые ранее создавались в окружающей индивида среде, а потому, очевидно, могут реально создаваться и впредь, в одной из которых можно приступать к осуществлению консумматорного поведения, а в другой испытать положительную эмоцию. Эта порция знания на уровне динамики информационных процессов в ЦНС существует в виде информационной модели, а на уровне субъективной психической деятельности может представать в виде последовательности чувственных образов. Такая приобретенная индивидом в результате сочетанного импринтинга порция знания, определяющая направленность его поведения по удовлетворению соответствующей потребности в реальной среде, обозначается в данной работе как «консумматорный мотив». Итак, именно событие сочетанного импринтинга лежит в основе формирования первых в онтогенезе индивида мотивов – «консумматорных мотивов».

Введение понятия «консумматорный мотив» может вызвать возражения, поскольку очевидно, что в ходе сочетанного импринтинга запечатлевается комплекс из двух ситуаций: той, в которой индивид впервые в своей жизни воспринимал ситуацию запуска, и другой, в которой он впервые в своей жизни воспринимал потребностно.значимое явлениес параметрами блага. Но поскольку запечатлеваются, как и достигаются они обычно не раздельно, а сцепленно, в комплексе, то именно поэтому с известной долей условности и возможно рассматривать продукт сочетанного импринтинга как единый феномен. При этом всегда следует помнить, что говорить об удовлетворении любой потребности при достижении ситуации, соответствующей определенному консумматорному мотиву, можно только условно, т.к. реально ее удовлетворение происходит лишь при достижении благаАналогично лишь условно можно говорить об актуализации потребности при отсутствии восприятия ситуации, соответствующей консумматорному мотиву, т.к. такая актуализация возникает только при отсутствии восприятия соответствующего блага, но не ситуации запуска.

Итак, консумматорный мотив состоит из двух составляющих: (а) заимпринтированной «внутрипсихической» модели ситуации, в которой индивид воспринимал достаточное для обусловленного генетически распознавания ситуации запуска количество знаемых компонентов этой ситуации, – обозначим ее как «мотив запуска» – и (б) заимпринтированной «внутрипсихической» модели ситуации, в которой индивид воспринимал также минимально достаточное для обусловленного генетически распознавания блага число знаемых компонентов этого блага, – обозначим ее как «базовый мотив». Ясно, что структуру и мотива запуска, и базового мотива составляют как знаемые черты (т.е. элементы и их свойства, имеющие конгруэнтные себе эталонные черты в составе идеальных ситуации запуска и блага), так и иные черты, являющиеся отражением в психике квази. и истинно случайных компонентов заимпринтированных ситуаций, являющихся вариантами средового воплощения соответственно ситуации запуска и блага.

Описанным выше образом, т.е. посредством импринтинга, в онтогенезе индивида в его памяти запечатлеваются комплексы [ситуация запуска => благо], соответствующие всем его потребностям, и тем самым формируются консумматорные мотивы, или, что точнее, комплексы [мотив запуска => базовый мотив] этих потребностей.

Стоит подчеркнуть, что без специфической обработки информации о проявившихся в среде (в виде констелляций конкретных компонентов) идеальной ситуации запуска и идеального блага – обработки посредством и в рамках динамики субъективной психической деятельности – формирование консумматорных мотивов (и, как станет ясным в дальнейшем, и всех иных) невозможно. То есть, мотивы, хоть и могут существовать на уровне динамики информационных процессов в ЦНС в виде информационных моделей, но формируются в ходе обработки воспринятой индивидом информации о строении импринтируемых объектов (ситуаций) посредством и в рамках динамики психического, поскольку только таким образом возможен учет всех взаимосвязей этих объектов (ситуаций) с окружающими событиями, как вне индивида, так и внутри его. Под событиями внутри индивида здесь, естественно, понимаются не события в его желудке или печени, а события в его психике, в частности, эмоциональные переживания, – а ведь они только и возможны в психическом. Без субъективного психического переживания невозможна, следовательно, интеграция всех данных, ведущая к формированию мотивов. Итак, хотя мотив и может существовать в ЦНС в виде информационной модели, реальным носителем которой являются специфические нейроэлектрофизиологические и нейробиохимические процессы, но его рассмотрение исключительно как информационного явления несостоятельно, не говоря уже о полной неадекватности его понимания как некоего нервно.физиологического процесса. Если рассматривать предлагаемое понятие «мотив» с учетом точки зрения В.Б. Швыркова (1982), который дифференцировал: (1) элементарные физиологические процессы в ЦНС, (2) системные общемозговые процессы, организующие психическое (информационное) отражение, и (3) «некую неизвестную производную от пространственно.временной динамики суммарных процессов», организующую содержание сознания – психического «отражения в квадрате», то «мотив» формируется не только на уровне протекания системных общемозговых (т.е. информационных) процессов, но и в ходе работы сознания.

В силу вышеизложенного мотив уже ранее обозначался и в дальнейшем также будет обозначаться словосочетанием «внутрипсихическая» модель, где слово «внутрипсихическая» обозначает отнесение этого явления к явлениям психики и сознания, а слово «модель» обозначает возможность его существования на уровне динамики информационных процессов в ЦНС, хотя и ясно, что такое словосочетание эклектично, а потому не совсем корректно.

Но чаще всего индивиду, имеющему какую-либо актуализированную потребность, приходится сталкиваться с тем фактом, что наличные ситуации не содержат всех необходимых условий, чтобы сразу же, непосредственно изменить их в соответствующее благо, другими словами, наличные ситуации далеко не всегда являются ситуациями запуска. В таких случаях индивиду порой приходится выполнять те или иные не вполне целенаправленные действия, т.е. наблюдаются именно те пресловутые «общая активация и возбуждение двигательной сферы». В конечном счете, индивид обнаруживает действие (или комплекс действий), которое приводит к изменениям среды вне его и попаданию в тот или иной вариант средового воплощения ситуации запуска. И если индивид обнаруживает такое действие, то он запоминает, во.первых, саму исходную наличную ситуацию – обозначим ее как ситуацию «А», а во.вторых, то, что эту ситуацию «А» можно посредством обнаруженного действия трансформировать в ситуацию запуска. После такого запоминания индивид, пребывая в каких.либо иных обстоятельствах и испытывая ту же самую неудовлетворенную потребность может вначале выполнять действия, – конечно, только при их целесообразности – по достижению ранее запомненной ситуации «А», поскольку ее, согласно его опыту, можно преобразовать в соответствующую ситуацию запуска. Запомненная индивидом информация о строении некоей ситуации «А», т.е. ее внутpипсихическая модель, представляет собой следующий после мотива запуска мотив. Когда запоминаются некая ситуация, которую можно преобразовать в ситуацию запуска, и деятельность, которая позволяет провеститакое преобразование, то это уже не импринтинг. Если говорить на языке физиологии, то в данном случае «…запечатлевание в процессе постэмбрионального развития дополняется… рефлексами, связанными с подкреплением» (А.Д. Слоним, 1976, с. 83).

Если условно обозначить базовый мотив как мотив первого порядка, а мотив запуска, соответственно, как мотив второго порядка (идея об употреблении словосочетания «мотив n-ного порядка» заимствована у В.С. Магуна (1983), который пишет о «благах первого, второго и т.д. порядков»), то запомненная модель некоторой ситуации, которую индивид в результате первоначально случайно выполняемых действий (также достаточно часто эти действия индивид перенимает от других субъектов) преобразует в ситуацию запуска, может быть обозначена как мотив третьего порядка. Очевидно, что если соотношение между базовым мотивом и мотивом запуска в значительной степени определяется генетической информацией, то соотношение между мотивом запуска и мотивом третьего порядка определяется только лишь онтогенетическим опытом индивида. Информация об этом соотношении (связи) и всех ее характеристиках фиксируется в памяти индивида и в дальнейшем может оказывать определенное влияние на строение его поведения.

В последующем, по мере приобретения онтогенетического опыта, индивид обнаруживает, что к ситуации мотива третьего порядка можно приблизиться через еще некоторые определенные ситуации, являющиеся условиями достижения этой ситуации. Таким образом, индивид усваивает, что для того, чтобы достичь блага какой-либо потребности и удовлетворить ее, необходимо последовательно пройти через больший или меньший ряд промежуточных ситуаций, начиная от той, в которой он находится, и попасть в ситуацию запуска, а затем, уже находясь в этой ситуации, осуществить специфическую консумматорную активность. В ходе практической деятельности все ситуации в упомянутом ряду проходятся и запоминаются, то есть в памяти индивида формируется цепочка связанных между собой внутрипсихических моделей этихситуаций. Итак, подобно тому, как благу соответствует базовый мотив, а ситуации запуска соответствует мотив запуска, так и цепочке ситуаций, достигающихся индивидом последовательно в ходе его поведения по попаданию в ситуацию запуска соответствующей потребности, соответствует цепочка моделей данных ситуаций – мотивов. Но всю информацию о составляющих эту цепочку мотивах, в отличие от информации о базовых мотивах и мотивах запуска, индивид получает в онтогенезе.

Следует особо подчеркнуть, что последовательное достижение мотивов на этапе подготовки условий для непосредственного удовлетворения некой потребности P не вызывает даже минимальной дезактуализации этой потребности и уменьшения интенсивности соответствующей эмоции нужды. Вплоть до достижения ситуации запуска интенсивность минус-эмоции нужды не изменяется или даже нарастает, тем не менее энергизируя поведение, направленное на достижение мотива запуска. В типичном случае затраты этой эмоции на выполнение поведения тотчас компенсируются (об особенностях этого процесса необходимо говорить отдельно). Редукция минус.эмоции нужды происходит лишь по мере реализации консумматорного поведения, к осуществлению которого индивид может приступить, только попав в ситуацию запуска.



 
  Назад в список