Назад в список
Назад в список

 

Самоукина Н.В.

Игры, в которые играют...
Психологический треннинг

ФРАГМЕНТ ТЕКСТА
(вариант для печати в PDF-формате (50 кб))

 

5.2. Способы психологической защиты

От вреда, приносимого педагогическим манипулированием, необходимо защищать не только учеников, но и самих учителей. При формальном общении учителя не чувствуют радости, удовлетворения от своего труда. К концу рабочего дня они чувствуют изматывающую усталость, а ведь с утра следующего будет все то же: надо требовать, контролировать, оценивать, наказывать, заставлять, приказывать.

Что же делать? Как измениться самому и изменить свою профессию? давайте вместе сделаем несколько шагов в этом направлении.

Упражнение № 53. «Он - эмоция»

Возьмите карточки с обозначением эмоций, которые Вы готовили к упражнению 19. Для игры используйте только слова, обозначающие эмоцию. Например, слово «Грусть». А теперь вспомните своих учеников и «подберите» одного их них к этому слову? Кто подходит? Кто внутренне «похож» на это слово? Образ какого ученика соответствует состоянию грусти?

Возьмите наугад следующую карточку, пусть на ней будет написано слово «радость». Подумайте, кто из ребят своим мироощущением, характером, отношением к себе и людям олицетворяет это слово?

Переберите таким образом 5-7 карточек, пока не устанете. Вспомните своих воспитанников и «подберите» к ним соответствующие карточки с обозначением эмоций. Получилось?

Наверное, в игре вы увидели, что стали лучше понимать своих ребят, их настроение, состояние, индивидуальные особенности.

Упражнение № 54. «Я - эмоция»

А теперь поиграйте сами с собой. «Подберите» к самому себе 2-3 карточки, которые в наибольшей степени соответствуют вашему состоянию, настроению, характеру. Отложите их в сторону.

Затем выберете карточки, отражающие индивидуальность «идеального учителя», такого, каким вы хотели бы быть. Сравните две группы карточек, чем они отличаются и в чем их сходство?

Игру можно усложнить, если вы попросите другого учителя подобрать несколько карточек, отражающих, по его мнению, ваш образ. Через его восприятие вы получите «зеркало», т.е. увидите себя со стороны. Вы можете также пригласить поиграть вашу дочь или сына.

Если подбор карточек вашим партнером вызвал у вас удивление или даже замешательство, спросите, почему он выбрал именно эти карточки. Можно не согласиться с его выбором и предложить свои варианты. В любом случае эта увлекательная игра поможет вам «натолкнуться на самого себя», почувствовать реальность своего внутреннего мира, своих настроений, эмоциональных состояний, подумать о самом себе и получить оценку значимых для вас людей.

Упражнение № 55. «Черный ящик»

Предлагаем Вам поразмышлять о своих учениках. Например, на уроке вы рассказываете новый учебный материал. Все внимательно слушают, но каждый воспринимает информацию по-своему. Один мгновенно схватывает суть и дальше начинает скучать, другой понимает медленно, с напряжением. Третий вертится, ему трудно сосредоточиться. Четвертый...

Переберите в уме 5-7 своих учеников. Постарайтесь заглянуть в их внутренний мир, понять и почувствовать их индивидуальность. Почему один быстро воспринимает новый материал, а другой нет? Почему первый легко сосредотачивается, а второй - невнимателен.

Сделаем следующий шаг. Подумайте теперь, в какой форме следует давать учебный материал первому ученику, а в какой -второму. В чем заключатся разница в стиле и методах обучения первого ученика, и в чем - второго. Можете ли вы так изменить свой урок», чтобы как можно больше учитывать индивидуальные особенности школьников? Что для этого надо сделать?

Упражнение № 56. «Ученик - образ»

Вспомните одного из своих воспитанников. Какое определение из предложенных здесь могло бы подойти для характеристики его личности (отметьте несколько качеств):

вспыльчивый - сдержанный

безвольный - волевой

лицемерный - искренний

глупый -умный

пессимист - оптимист

агрессивный - миролюбивый

тревожный - спокойный

ранимый - невозмутимый

разбросанный - целеустремленный

грубоватый - тактичный

замкнутый - общительный

ленивый – трудолюбивый

легкомысленный - серьезный

черствый - отзывчивый

возбудимый -уравновешенный

злой - добрый

уступчивый - принципиальный

пассивный - активный

«выскочка» - скромный

самовлюбленный - самокритичный

Если вы не можете оценить ученика только при помощи двухфакторной оценки («глупый - умный»), тогда напротив каждой характеристики поставьте определенный балл, исходя из шестибалльной системы. Попробуйте оценить таким образом 5-7 своих воспитанников.

Упражнение № 57. «Прозвище»

Не секрет, что почти каждому учителю ребята придумывают прозвища. Например, учительница истории часто - «историчка», а преподавательница математики - «математичка». Существуют также прозвища, отражающие характер учителя и стиль его общения со школьниками. В московских школах мы встречали такие прозвища: добрый, справедливый учитель - «Старик Хоттабыч», несправедливый - «Карабас Барабас», учитель по фамилии Хайлов, старый и ворчливый - «Хайлуша», милая молодая учительница физики, Александра Николаевна - «Шурочка».

Не сердитесь на прозвища, которые придумывают ваши воспитанники, а сами поупражняйтесь в этом довольно сложном искусстве. Например, какое прозвище Вы могли бы придумать самому первому нарушителю дисциплины в вашем классе? А теперь - самому тихому и безответному ученику? Далее - самому активному, смелому, подвижному? Наконец, самой красивой и женственной девочке?

Игра полезна тем, что кроме развлечения и отдыха она помогает глубже понять и почувствовать индивидуальность каждого воспитанника.

Упражнение № 58. «Как снять усталость»

Известно, что учитель чаще использует методы педагогического манипулирования, когда он устал или когда у него плохое настроение. Энергетический потенциал педагога истощается и, как следствие этого, он прибегает к формальным средствам воздействия, не требующим большой личностной и эмоциональной самоотдачи.

Поэтому для того, чтобы уменьшить опасность применения средств педагогического манипулирования, учителю необходимо своевременно «сбрасывать» психическую усталость и поднимать свое настроение. А для этого необходимо изучить самого себя.

Возьмите лист бумаги и разделите его пополам вертикальной чертой. Слева напишите те занятия, которые помогают вам хорошо отдохнуть, справа - те, которые улучшают ваше настроение.

Написали? Теперь подумайте, как бы вы могли перестроить свой распорядок дня или недели, чтобы в свободное время можно было успеть заняться приятным для вас делом. Такие занятия желательно планировать совместно с семьей, детьми.

Американский психолог М. Аргайл называет следующие занятия, которые приносят людям хорошее настроение и способствуют полноценному душевному отдыху: пребывание в кругу друзей, откровенная и открытая беседа, выражение своей любви и ощущение любви другого человека, занятия спортом, прослушивание хорошей музыки, общение с детьми, приобретение новых друзей, ощущение себя «душой компании», оживленная беседа, хороший сон, возможность дышать свежим воздухом, посещение церкви и чувство присутствия в жизни бога, уверенность в благополучии семьи и друзей, возможность оказать помощь другим людям.

Какие из этих занятий вы могли бы выбрать для себя? Могли бы вы назвать занятия, которых нет в списке М. Аргайла, но которые приносят вам положительные эмоции?

Упражнение № 59. «Откровенность против манипулирования»

Согласитесь, что общаясь со своими учениками, большую часть времени вы остаетесь закрытыми от них, как бы «за кадром». Вы мало рассказываете о себе, как о человеке, о своих переживаниях, своем отношении к людям, значимым ситуациям, - словом вы не особенно с ними откровенны.

Например, вы вызвали к доске школьника, и он не смог ответить домашнее задание. Что вы говорите? А говорите вы примерно следующее: «Ну, Иванов, ты опять не выучил, садись - два!»

А теперь давайте подумаем, что надо бы сказать учителю в данной ситуации, если он стремится быть откровенным и открытым человеком и хочет избежать педагогического манипулирования. В этом случае он говорит: «Знаешь, Сережа, я уверен, что ты можешь хорошо учиться. Ты - способный парень! Когда ты плохо готовишься к уроку и плохо отвечаешь, я всегда это переживаю. Я был бы рад, если бы ты смог исправить свою двойку!»

Сравним две эти фразы.

Первая выражает воздействие-манипуляцию: прослушивание - оценка. Учитель личностно закрыт, он не присутствует как человек. В словах педагога не выявлено его отношение к ученику и к тому положению, в которое он попал.

Вторая фраза выражает откровение учителя: «Я переживаю...», «Я был бы рад...». Психологический механизм второго высказывания состоит в демонстрации равноправной позиции учителя: его откровенность направлена к ученику как человеку, как к равноправному партнеру по коммуникативному взаимодействию.

Продолжим нашу игру. Как дальше учитель построит свое реальное общение с учениками? После урока он попросит Сережу Иванова остаться и побеседует с ним. И начнет свою беседу примерно так: «Когда я учился в школе, у меня несколько раз получалось, что я не успевал подготовить домашнее задание. В первый раз, например, мы придумали с ребятами интересную игру во дворе и играли в нее целый день. Домой я пришел уже поздно вечером и не успел выучить урок. А наутро меня вызвали к доске...» Дальше учитель рассказывает, как он пытался ответить, как получил двойку, как потом переживал...

После такого начала беседы перейдите на обсуждение того, что помешало вашему ученику выучить домашнее задание. Продумайте эту причину, предложите, как ее устранить.

Во время такого разговора вы сможете не только побеседовать с учеником «на равных», но и показать ему, что не выученный урок бывает в жизни каждого школьника, и в вашей жизни он также был, важно только вовремя наверстать упущенное.

Вспомните, какие еще проблемные ситуации вы могли бы разрешить в откровенной беседе с воспитанником? Попробуйте на практике преодолеть привычку к педагогическому манипулированию и быть в школе «меньше учителем - больше педагогом».

Упражнение № 60. «Иванов, Петров, Сидоров»

Мы хотели бы открыть вам маленький психологический «секрет».   Учитель,   использующий   средства  педагогического манипулирования, обычно называет своих учеников по фамилии. Такое формальное обращение «сверху-вниз» подчеркивает деловой, административный стиль воздействия.

И, напротив, учитель стремящийся к реальному общению с ребятами, как правило, называет их по именам. Причем, чем чаще он произносит имя своего ученика в беседе с ним, тем прочнее психологический контакт между ними.

И последнее. Манипулирующий учитель часто называет своего ученика в третьем лице в его присутствии. Например: «Вы только послушайте, что он говорит!?» Ученик стоит рядом и слышит, что о нем говорят, как об отсутствующем человеке. Можете себе представить, какое человеческое унижение он при этом испытывает?!

Прогрессивный учитель никогда не позволит себе такого обращения с учеником. Он скажет: «Валера, ну что же ты говоришь!?»

Вы поняли разницу в этих двух фразах?

Выводы делайте сами!

Упражнение № 61. «Шутка против манипулирования»

Одна из типичных ситуаций: вы проводите один из последних уроков. Ребята утомлены, многие сидят с отсутствующим взглядом. В какой-то момент вы чувствуете, что вас никто не слушает, никто не проявляет интерес к тому, что вы говорите. Кто-то вертится, кто-то разговаривает с соседом.

Раньше бы вы строго сказали: «Давайте будем внимательными! Повтори, Катя, что я сказала?» В некоторых классах можно услышать и такое: «Что это за безобразие!? Ты давай сюда дневник, а ты - вон из класса!»

Но мы же договорились с вами, что открывая главу, мы вместе стремимся по-новому ощутить себя в профессии и по-новому работать. Короче, мы с вами начали новую жизнь. Что же нужно делать в такой ситуации в нашей новой жизни и новой профессии?

Сделайте следующее. Подбодрите школьников, «встряхните» и развеселите класс. Вспомните рекомендацию М. Аргайла: психологическую усталость можно снять, приняв роль «души компании». Развеселив ребят какой-либо шуткой, ироничным замечанием или рассказом, вы не только поднимите рабочий тонус класса, но и сами хорошо отдохнете. Попробуйте!



 
  Назад в список