Назад в список
Назад в список


Т. И. Шевченко

ТФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. Курс теоретической фонетики английского языка для бакалавров


ФРАГМЕНТ

(Предисловие - вариант для печати в PDF-формате (608 кб))

Предисловие

Эта книга адресована лингвистам, которые прослушали курс «Общее языкознание» и знакомы с основами английского произношения в рамках курса «Практическая фонетика английского языка».

Учебник составлен в соответствии с программой курса «Теоретическая фонетика английского языка», разработанной на кафедре фонетики английского языка МГЛУ в соответствии с образовательным стандартом для специальности «Лингвистика» (бакалавриат).

Отличительной чертой этой программы являются модернизация ранее созданной программы по теоретической фонетике английского языка, которая проявляется в следующих моментах:

• увеличение наукоемкости содержания обучения путем включения современного когнитивного аспекта фонологии и антропоцентрического подхода, объясняющих модели производства и восприятия речи, овладения фонологией родного и иностранного языков;

• компетентностный подход в обучении, использование современных инновационных педагогических технологий, усиление роли и доли автономной работы студента.

Таким образом, благодаря обзору достижений современной науки в области экспериментальной фонетики, лингвистики, психолингвистики и социолингвистики в книге впервые дается представление о когнитивной фонологии как теории становления, развития и функционирования фонологической системы английского языка в современном социуме.

Цели и задачи. Данный теоретический курс призван обеспечить студентов сведениями о фонологической системе английского языка, включающей сегментную, супрасегментную и социокультурную составляющие, способствовать формированию фонологической и социокультурной компетенций, навыками самостоятельной работы с научной литературой и фонетического анализа звучащей английской речи с помощью современных анализирующих программ.

Учебник состоит из трех частей:

Часть I. Человек и его фонология.

Часть II. Фонологическая система английского языка.

Часть III. Географические и социальные варианты английской фонологической системы.

Методически важно то, как организован материал каждой темы. Так, например, в настоящем издании каждый раздел открывается перечислением основных проблемных вопросов, стоящих перед современной наукой, после чего следует описание методов и результатов исследования. Краткое систематическое представление о теме предлагается в виде резюме, завершающего раздел или главу. Далее предлагается аннотированный список литературы для углубленного изучения темы. Такая структура изложения способствует развитию эвристической компетенции обучающихся, т. е. интереса к познанию предмета и овладению методами научного поиска.

В книге использованы некоторые возможности современных технологий для иллюстрации акустических характеристик звучащей речи с помощью рисунков и схем, полученных с помощью анализирующих программ и электронно-акустической аппаратуры.

Требования к знаниям и умениям. В результате изучения данного
курса студент должен:

1. овладеть фонологической компетенцией, что предполагает знание и умение объяснить, как формируются фонологические категории английского языка в процессе когнитивного развития и овладения языком как средством общения: гласные и согласные, ритмические и акцентные модели, основные коммуникативные модели интонации;

2. уметь прогнозировать пути возможной сегментной и просодической интерференции родного языка на базе сопоставления фонологических систем английского и русского языков;

3. овладеть социокультурной компетенцией, для чего необходимо знать характеристики нормативного произношения, тенденции его изменения и других произносительных вариантов, уметь пользоваться произносительными словарями и другими источниками для наблюдения за динамикой произносительной нормы и ее социальной вариативностью;

4. уметь анализировать фонетические явления с целью установления роли социальных факторов и проявления социальных маркеров в межкультурной коммуникации, ориентироваться в огромном многообразии английской речи, звучащей в глобальном масштабе;

5. уметь выполнять тесты, контролирующие усвоение учебного материала и служащие его закреплению.

Фонологическая и социокультурная компетенции проявляются в понимании роли сегментной фонологии в разборчивости речи и роли интонации в понимании общего замысла высказывания для обеспечения успешной коммуникации. Социокультурная компетентность предполагает адаптивность, кооперацию и эмпатию как стратегии достижения взаимопонимания в межкультурной коммуникации.

Автор выражает надежду на то, что книга может быть интересна не только лингвистам, но и другим категориям студентов, изучающим межкультурное общение на английском языке.

Шевченко Т. И.
доктор филологических наук, профессор

 

Глава 3. ФОНЕТИКА: АРТИКУЛЯЦИЯ И АКУСТИКА

(Из-за наличия специальных символов Г лава 3 представлена только в формате PDF (1637 кб))

 
  Назад в список