Назад в список
Назад в список


Тихонова И.С., Фрейдина Е.Л., Соколова М.А., Ковалева Л.Б., Шишкова И.А.

Практический курс фонетики английского языка




ФРАГМЕНТЫ

Предисловие (вариант для печати в PDF-формате (265 кб))

Овладение иноязычным произношением является важнейшей составляющей профессиональной подготовки студентов факультетов и отделений иностранного языка педагогических вузов. В основе данного учебника – курс практической фонетики английского языка, разработанный на кафедре фонетики английского языка МПГУ.

Целью курса практической фонетики является формирование и развитие произносительных навыков и включение их в систему коммуникативной компетенции учащихся. В связи с этим в рамках курса (и соответственно в рамках пособия) комплексно решаются следующие конкретные задачи: формирование базовых произносительных навыков; формирование и развитие умения модифицировать фонетическое оформление речи в зависимости от контекста и ситуации общения; формирование фонетических навыков чтения; формирование фонетических навыков говорения в рамках диалогической и монологической речи; развитие навыков аудирования; овладение принципами аудитивного и фоностилистического анализа звучащего текста; овладение фонетическими основами публичной речи.

Курс построен с учетом следующих принципов:
– изучение фонетического аспекта иностранного языка в сопоставлении с родным;
– коммуникативная ориентированность обучения иноязычному произношению;
– соблюдение правил фоностилистического варьирования звучащей речи;
– разумная избыточность учебных материалов;
– необходимая избирательность в использовании материалов соответственно уровню подготовки студентов.

Все указанные принципы нашли свое отражение в структуре и содержании учебника.

Учебник включает четыре части: вводно-коррективный курс, базовый фонетический курс, фонетический курс продвинутого уровня и курс обучения произношению как составляющей эффективной коммуникации.

Вводно-коррективный курс (Introductory Corrective Course) направлен на постановку звуков английского языка (британский произносительный стандарт) и создание произносительной базы. Звуки вводятся и отрабатываются одновременно с простейшими интонационными моделями. Особенность курса состоит в том, что в основе каждого урока – определенный гласный звук, причем переход к постановке следующего гласного звука происходит плавно благодаря сходству артикуляций. Так, гласные переднего ряда вводятся в такой последовательности: ikoeeiie. Следует отметить, что в соответствии с избранным авторами коммуникативным подходом введение, постановка и отработка звуков происходит не изолировано, а в речевой цепи. Используется разнообразный речевой материал: диалоги, пословицы, скороговорки, тексты для чтения и пересказа. Предлагаемые коммуникативные упражнения позволяют не только закрепить фонетические артикуляционно-произносительные навыки, но и заложить основы речевой компетенции учащихся.

Базовый фонетический курс (Further Pronunciation Practice) представляет собой комплекс материалов и заданий, предназначенных для закрепления полученных в ходе вводного курса произносительных навыков, их развития, автоматизации и активизации в различных речевых ситуациях. Особое внимание уделяется освоению английской речевой интонации. В каждом уроке содержатся упражнения, направленные на отработку интонационных моделей в коммуникативном контексте. Кроме того, на этом этапе закладываются представления об особенностях фоностилистического варьирования звучащей речи и формируются навыки чтения и го ворения.

Третий раздел учебника (Advanced Pronunciaton Practice) может быть использован на втором году обучения. Это многоаспектный курс, содержащий различные задания, направленные на дальнейшее развитие произносительных навыков, причем в центре внимания те фонетические явления, которые представляют особую сложность при овладении английским произношением. Структурная организация этого раздела учебника отличается от двух предыдущих: каждый урок посвящен определенному аспекту произношения (например, словесному ударению, речевому ритму и т.д.). Такая организация материала позволяет наиболее полно раскрыть особенности каждого из изучаемых явлений, что, в свою очередь, способствует оптимизации их усвоения учащимися. Следует отметить, что при работе с материалами данного раздела рекомендуется одновременно использовать задания из разных уроков.

Несмотря на особую структурно-содержательную организацию данный раздел курса сохраняет преемственность с разделами 1 и 2: каждый из уроков содержит значительное количество коммуникативных упражнений, что позволяет развивать фонетические навыки в ходе приобретения учащимися иноязычной речевой компетенции.

Эта идея находит свое окончательное воплощение в четвертом разделе учебника “Pronunciation as Part of Effective Communication”. Целью данного этапа обучения является включение автоматизированных произносительных навыков в систему коммуникативной компетенции. Курс имеет ярко выраженную социокультурную направленность и предполагает изучение национально-специфических особенностей речевой коммуникации. Большое внимание уделяется развитию дискурсивной и риторической компетенции, что особенно важно для профессиональной подготовки будущего учителя: риторическая эффективность в публичной речи, межличностном и групповом общении, безусловно, относится к числу профессиональных приоритетов.

Каждый из пяти уроков данного раздела посвящен определенному фонетическому стилю: разговорному, информационному, академическому, публицистическому, художественному. Структурно-содержательная организация каждого урока соответствует предлагаемой авторами последовательности освоения материалов и методике работы с ними. В начале каждого урока дается краткая информация об особенностях того или иного фоностиля и сферах его использования, затем предлагаются звучащие тексты-образцы и задания по их анализу и отработке. Во второй части представлены рекомендации и задания по подготовке собственных выступлений, а также творческие упражнения.

Тематически значительная часть текстов из корпуса материалов данного раздела подобрана в соответствии с программой по практике устной и письменной речи, кроме того, тексты дают сведения о стране изучаемого языка и расширяют кругозор учащихся. Ряд текстов представляют собой транскрипты живой речи, что отражается в их стилистических и лексико-грамматических особенностях.

Учебный материал озвучен англичанами, преподавателями английского языка в России. Озвученный материал в учебнике отмечен знаком [naushniki].

Авторы надеются, что учебник будет полезным для преподавателей и студентов факультетов и отделений иностранных языков и, в частности, для тех, кто использует в своей работе «Практический курс английского языка» (под редакцией В.Д. Аракина) и «Практический курс английского языка» Савватеева А.В. и др.

 

Part I. Unit 5 (вариант для печати в PDF-формате (299 кб)) – в связи с использованием специальных фонетических символов данный раздел приводится только в формате PDF.

Part II. Unit II (вариант для печати в PDF-формате (287 кб)) – в связи с использованием специальных фонетических символов данный раздел приводится только в формате PDF.

Part III. Unit 1 (вариант для печати в PDF-формате (378 кб)) – в связи с использованием специальных фонетических символов данный раздел приводится только в формате PDF.

Part IV. Unit 2 (вариант для печати в PDF-формате (285 кб)) – в связи с использованием специальных фонетических символов данный раздел приводится только в формате PDF.



 
  Назад в список