Назад в список
Назад в список

 

Токарева Н.Д.
Россия и русские

Учебное пособие по страноведению для изучающих русский язык

ФРАГМЕНТ ТЕКСТА
(вариант для печати в PDF-формате (819 кб))

 

Россия не может определять себя как Восток и противополагать себя Западу. Россия должна сознавать себя и Западом, Востоко-Западом, соединителем двух миров, а не разделителем.
Н. Бердяев «Судьба России»

Глава I. География и климат России

Раздел I

Комментарии к текстам
1. золотая шкатулка - это сочетание слов не следует понимать буквально. Оно означает шкатулку, полную драгоценных камней. Уральские горы богаты этими сокровищами и другими полезными ископаемыми.
2. тройка - традиционные русские сани, запряженные тремя лошадьми, которые использовались как транспорт в старой России, а также для развлечения в зимнее время. Они часто изображены на русских лакированных шкатулках и передают очарование русской зимы.
3. тундра - плоский пейзаж на самом севере России. Там растут кар-ликовые деревья и мох на тонком слое почвы. Под этим слоем почвы земля никогда не оттаивает.
4. тайга - очень густые и непроходимые хвойные леса, простираю-щиеся на тысячи километров к югу от тундры в Европейской и Азиатской частях России. В них водится много диких зверей. Одна из неприятностей, с которыми сталкиваются в тайге - многочисленные насекомые, которые образуют летающие облачка, и защититься от них можно только с помощью специальных се-ток, надеваемых на голову.
5. Тихий океан - русское название океана, который по-английски называется The Pacific Ocean. Согласно легенде, первые русские путешественники, которые его достигли, увидели его спокойным и тихим, отсюда его название.
6. Аляска - громадный полуостров на противоположной стороне Берингова пролива напротив северо-восточной части России. Русский царь продал Аляску США в 1867 году.
7. женьшень - корень, произрастающий на Дальнем Востоке. Он используется в медицинских целях. Считается, что тот, кто при-нимает его, живет долго и не болеет.

Словосочетания
1. громадная территория
2. климатические различия
3. умеренный пояс
4. живописные горы
5. природные ресурсы
6. равнина простирается
7. континентальный климат
8. большой снегопад
9. непроходимые леса
10. образ русской жизни
1.1 держаться вместе
12. суровый климат
13. выход в море
14. северное побережье
15. полезные ископаемые
16. залежи полезных ископаемых
17. омывать земли (территории)
18. осваивать земли (территории)

1. Общие сведения

Россия - громадная по территории страна, которая лежит в северо-восточной части Европы и на севере Азии. Это особое географическое положение России привело к фундаментальным философским спорам, является ли Россия Европой или Азией.
Ее территория простирается примерно на 8000 километров с запада на восток. Только 25% территории лежит в Европе, остальная часть России находится в Азии.

Климатические различия между разными зонами значительны. Есть земли, лежащие к северу от Полярного круга, центральная часть лежит в умеренном поясе (около 70%) и небольшая часть - в субтропиках.

Уральские горы, которые отделяют Европу от Азии, расположены на востоке европейской части страны. Эти горы не очень высоки, но живописны, они покрыты рослыми деревьями, такими, как ели и сосны. Уральские горы богаты природными ресурсами. Именно здесь железо, медь и другие металлы добывались еще в XVIII веке. В этих горах, которые описаны в русских сказках как огромная золотая шкатулка1, таится много сокровищ.

2. Европейская часть России

Русская равнина простирается с севера на юг и с востока на запад. Климат здесь более континентальный, чем в Западной Европе, поэтому зимы здесь холоднее и длиннее. Земля покрыта снегом большую часть года. Даже летом погода далеко не всегда бывает жаркой. Средняя температура ниже с продвижением на север.

Зимы иногда бывают такими холодными, что птицы замерзают в полете и замертво падают на землю. Эти низкие температуры дали основание представлять русские деревни целиком покрытыми снегом, со струйками дыма, выходящими из едва видимых труб. И утром, после большого снегопада, жители деревень выходят на улицу с лопатами, для того чтобы расчистить снег и пробраться к колодцу с ведром для воды.

Трудности русской зимы, когда для отопления дома требуется очень много дров, большие расстояния между деревнями, непроходимые леса, покрытые снегом, объясняют в большой степени образ русской жизни, когда во все времена люди стремились держаться вместе. Поэтому деревенские дома располагаются близко друг от друга, по 10, 20 домов и более, чтобы создать ощущение общности и возможности для взаимной помощи.

Лошадь в деревне - важное средство транспорта. Тройка3 лошадей, которая использовалась в старые времена как транспорт, а также для развлечений, стала символом русской зимы и в какой-то мере России.

К югу России климат становится теплее и зимы не такие суровые. Леса уступают место лесостепям и степям. Особенно красива степь весной, когда вся она покрыта яркими золотисто-желтыми цветами (Adonis vernalis).

Европейская часть России омывается Белым морем на севере и Черным морем - на юге. Названия этих морей говорят сами за себя. Черное море - бурное море, особенно зимой, а Белое море покрыто льдом большую часть года. Белое море изобилует островами. На одном из них расположен древний Соловецкий монастырь. Он был построен еще в XV веке непокорными монахами, которые не хотели принять официальную церковь того времени. Их называют первыми «диссидентами», т.е. теми, кто не соглашался с официальными позициями и проповедовал свои собственные религиозные убеждения. Монастырь был знаменит своей прекрасной архитектурой и замечательными садами с тропическими фруктами, которые выращивались в теплицах благодаря микроклимату острова.

Монастырские сады на Руси в основном были такими же, как на Западе. Они располагались внутри монастырской ограды и изображали собой зеленый рай. В райском саду должны были быть райские деревья - яблони или виноградные лозы. (Д. Лихачев)

После 1917 года монастырь как таковой перестал существовать. Однако, когда разрушенные теплицы, монастырские постройки, трапезные были возвращены церкви, они стали восстанавливаться.

Порт Мурманск, который расположен на Белом море, является одним из портов, которые никогда не замерзают. Именно сюда, во время второй мировой войны в Россию прибывали товары и снаряжение из стран антигитлеровской коалиции.

Климат на Белом море еще более суров, чем на северном Баренцевом море, так как Белое море не испытывает на себе благотворное влияние теплых вод течения Гольфстрим.

Исторически Россия не имела выхода к Балтийскому морю. Петр I решил дать России выход к морю и таким образом сделать ее частью зоны Атлантического океана. Так, в 1703 году он начал строительство новой столицы, Санкт-Петербурга, прямо на болотах. Сейчас этот город является одним из самых важных портов на Балтийском море. Таким образом, Петр I в действительности «прорубил окно в Европу» и добавил к двум вышеупомянутым морям Балтийское море - самое важное в северо-западной части России.

В заключение необходимо упомянуть о том, что Каспийское и Аральское моря, будучи разными по величине, могут рассматриваться скорее как большие озера, чем моря, так как они являются закрытыми резервуарами. Экологические проблемы в этих районах являются очень острыми. Засуха в некоторых районах на юге России привела в свое время к идее переброса воды сибирских рек, что, к счастью, не произошло и не привело к повсеместному нарушению естественного баланса в этой части России.

3. Сибирь

По мере продвижения к северу и на восток климат становится более суровым. Северная часть Сибири, которую занимает тундра3, простирается до северных морей. Эти моря образуют часть громадного Ледовитого океана. Он определяет климат территорий к востоку от Урала, где находится Сибирь. Температура арктического моря такая низкая, что во многих местах лед никогда не тает, и подводные течения создают громадные ледяные горы, которые очень опасны для мореплавания. Великий Северный путь, прорезающий океан с востока на запад, жизненно важен для экономики и населения северного побережья Сибири, так как он является единственным источником снабжения на время долгой полярной зимы. Этот путь функционирует только в течение короткого двухмесячного периода, и даже тогда он непроходим без ледоколов. Полярное солнце, светящее день и ночь, не согревает замерзшую ледяную землю, но в этом климате водятся полярные медведи, тюлени, волки.

Просторы сибирской тайги4 огромны. Можно лететь на самолете на малой высоте над обширными территориями и не увидеть ни деревню, ни отдельно стоящую ферму или дом. На многие километры простирается только тайга, полная животных, птиц и ягод в летнее время. Охотники ходят по тайге, преодолевая одиночество, физические лишения, усталость и иногда недостаток еды. Но их добыча великолепна. Это – шкурки ценных серебристых (черно-бурых) лисиц, соболя и других животных.

В северной части Сибири можно встретить чукчей - близких родичей американских эскимосов. В царские времена, когда это место было «открытым гетто», им прививали «культурные навыки» «большого брата», приобщая к питью крепких напитков. Не имея иммунитета к таким болезням, как туберкулез, корь и другие, они стали жертвой агрессивной «цивилизации». Проблемы так называемых «малых народов» и сегодня остаются острыми. Эти проблемы - как социальные, этнические, так и политические.

Богатство Сибири не ограничивается одной тайгой. В Сибири имеются громадные запасы полезных ископаемых, которые не были полностью изучены вследствие обширности территории.

На севере Сибири в советское время возникли новые города около мест залежей металла, газа и других полезных ископаемых. Газ, одно из главных полезных ископаемых Сибири, добывается и продается в Западную Европу. Кроме того, он поставляется в европейскую часть России.

Даже Сибирь не может противостоять следствиям деятельности человека. Знаменитое озеро Байкал с чистейшей водой является самым глубоким озером в мире. Его глубина - более 1 мили. В 1959 году началось и в 1966 году завершилось строительство целлюлозного комбината. В течение многих лет русская общественность протестует против экологической опасности, вызванной загрязнением вод Байкала. Однако завод все еще функционирует.

Люди считают, что сибирская земля огромна, ее реки бесчисленны и животный мир бесконечен. Но необходимо подчеркнуть, что движение за сохранение богатств Сибири под строгим научным контролем действует и ширится.

Нельзя думать, что Сибирь - это только леса и реки. В Сибири было много больших городов уже в XIX веке. В настоящее время Сибирь славится городами, в которых есть прекрасные университеты - центры науки и культуры. Так, вблизи города Новосибирска находится целый научный город - филиал Российской Академии наук, в котором проводятся важнейшие научные исследования. Университеты в Томске, Иркутске славились еще до 1917 года. А балет в Театре оперы и балета Новосибирска не уступает лучшим театрам мира.

Богатство Сибири также в ее громадных реках с обилием рыбы; в горах, полных романтических камней (например, «чарoит», на реке Чаре - производное от «очаровательный»), и в невероятно большом количестве диких ягод и ценных растений.

Театры в провинции

Сейчас в провинции наиболее сильными являются театры Урала и Сибири: в Новосибирске, Екатеринбурге, Перми, Якутске. В чем тут дело, никто не знает: даже в больших залах спектакли идут на аншлагах, и дамы среди зимы приходят в театр в открытых вечерних платьях.

Может, дело в финансах - билет в театр стоит дешевле, чем билет в кино; может быть, и в том, что театр по-прежнему «держит марку». В кинотеатрах идут фильмы о киборгах и убийцах, а сцена держится на классическом репертуаре и поэтому демонстрирует куда более человечное искусство. Это живое искусство. («Мир за неделю», 12 апреля 2000 г.)

4. Дальний Восток

Эта часть России называется так потому, что она самая удаленная от центральной части страны. Дальний Восток ближе всего к США, отделенный от них Тихим океаном5, а в самом узком месте - проливом, отделяющим его от Аляски6, которая теперь принадлежит Америке, а ранее принадлежала России.

Береговая линия Дальнего Востока простирается на многие тысячи километров. Моря, омывающие эти земли, соединены проливами с океаном. Близость океана оказывает большое влияние на климат дальневосточных территорий.

Пожалуй, нигде в пределах одной территории нет таких больших различий, как на Дальнем Востоке. На севере территории климат резко арктический, а на юге - субтропический. Это - земля контрастов и огромных территорий. Так, поверхность морей, омывающих эти территории, составляет около 34.000 кв. миль, что равно территории всей Западной Европы.

Надо иметь очень живое воображение, чтобы представить себе громадные просторы Дальнего Востока. Ограниченный Сибирью с запада, Дальний Boстoк по сути живет за счет морей, так как они обеспечивают единственный вид перевозок и связи на громадных территориях восточной части России (не говоря о воздушном транспорте).

Суровая тундра на севере - на Чукотке, где можно передвигаться только на оленях, на юге сменяется теплым климатом, где выращивают рис, саго и различные экзотические фрукты. Это один из самых удивительных районов России. В Уссурийской тайге вблизи реки Амур, которая граничит с Китаем, водятся тигры и медведи, а охотники и специальные собиратели выкапывают бесценный женьшень7.

Особенно привлекателен район Камчатки, где находятся вулканы, горячие озера с фонтанами, бьющими из глубин земли. Эти территории очень мало освоены. Непроходимые леса и бесконечные ресурсы и богатства Дальнего Востока использовались до сих пор очень мало. Необходимо настоящее предпринимательство и инициатива, чтобы надлежащим образом использовать все его ресурсы.

Упражнения

Проверка понимания текста

А. Выявление основного содержания

1. Следующие вопросы и ответы помогут вам усвоить основные по-ложения текста. Используйте упражнение как диалог.

А

Б

1. В каких частях света лежит Россия?

1. Россия лежит в северо-восточной части Европы и на севере Азии.

2. Есть ли климатические различия между различными зонами России?

2. Да, они не только существуют, но и очень велики.

3. Какая часть России лежит в субтропиках - большая или небольшая?

3. В субтропиках лежит лишь небольшая часть России.

4. Что отделяет Европу от Азии в России?

4. Европу от Азиив России отделяют Уральские горы.

5. Почему зимы в России холоднее, чем в Западной Европе?

5. Зимы в России холоднее, чем в Западной Европе, так как в России климат более континентальный.

6. Почему в России люди живут в деревнях, насчитывающих иногда десятки домов, а не на отдельных хуторах?

6. Трудности русской зимы и стремление к взаимопомощи побуждают людей жить вместе.

7. К каким морям Россия имеет выход на северо-западе и юго-западе?

7. Россия имеет выход к Белому, Балтийскому и Черному морям.

8. Много ли в Сибири лесов?

8. Да, конечно. Эти леса называются «тайга», и они простираются на многие тысячи километров.

9. Много ли в Сибири городов или там только леса и реки?

9. Сибирь славится не только своими природными богатствами, но и своими городами - большими и малыми. Население Сибири очень велико, но, конечно, плотность населения не такая, как в европейской части России.

10. Важны ли для Дальнего Востока моря, омывающие эти территории?

10. Эти моря жизненно важны для этой части России, так как они являются основным видом сообщения между различными территориями Дальнего Востока.

2. Прокомментируйте утверждения, следуя образцу. Образец:

1. Мнения о том, является ли Россия Европой или Азией, очень спорные.

1. Вряд ли правомерна постановка самого вопроса об этом, так как Россия находится в обеих частях света. Безусловно, ее геополитическое положение не могло и не может не сказываться на особенностях этой страны.

2. Рельеф местности в России разнообразен.
3. В России можно найти самые разные климатические условия.
4. Уральские горы богаты полезными ископаемыми.
5. Восток и центр европейской части России, как и Сибирь, характеризуются континентальным климатом.
6. Россия омывается морями и в европейской части, и в азиатской.
7. Тайга малонаселена.
8. Природные запасы Сибири недостаточно изучены.
9. Роль водных просторов Сибири огромна.
10. Дальний Восток сочетает в себе самые разные климатические зоны.

3. Каждое из утверждений, приведенных ниже, справедливо или в отношении географии США, или географии России, или же применимо к обеим странам. Добавьте собственную информацию в правую колонку. Используйте упражнение как диалог.

1. Страна лежит в двух частях света.

1. Утверждение относится к России, поскольку она лежит в Европе и в Азии.

2. Климатические различия между частями страны очень велики.

2. Это справедливо в отношении обеих стран. В России есть зоны, лежащие к северу от Полярного круга, а также в субтропиках. В США также есть совершенно разные климатические зоны - от холодных зимой районов у Великих Озер и в штатах Монтана, Северная Дакота, Миннесота до очень высоких температур зимой в штатах Флорида, Джорджия, Алабама, Миссисипи, Техас, Нью-Мексико и Аризона.

3. Горы расположены на востоке страны.

3. Это относится к обеим странам. В России - это Уральские горы, а в США - Аппалачи.

4. После больших снегопадов люди должны расчищать дорогу к колодцу с водой.

4. Снегопады бывают в обеих странах, но в США, если больших потрясений нет, то люди пользуются колодцами только на фермах, так как большинство домов имеет водопровод. В России водопровод есть не везде.

5. Полярное солнце светит день и ночь.

5. Это справедливо в отношении обеих стран. Север европейской части и север Сибири, а также Аляска находятся за полярным кругом, и это явление общее для обеих стран.

6. Ресурсы страны неизмеримы.

6. Это можно сказать об обеих странах. Хотя США по территории меньше, чем Россия, там есть районы, которые еще не полностью исследованы, и залежи полезных ископаемых там тоже велики.

7. Это очень глубокое озеро с удивительно чистой водой.

7. Речь идет об озере Байкал, находящемся в Сибири. Равного ему в мире нет, хотя Великие озера тоже очень привлекательны.

8. Водные просторы, омывающие территорию, очень велики.

8. США, как и Россия, омывается водами океанов и имеет очень большую береговую линию. Воды Тихого океана омывают обе страны.

Б. Выявление деталей в тексте

1. Найдите продолжение каждой фразы в колонке справа.

1. Территория России простирается с запада на восток ...

... Финский залив. (Этот выход в Балтийское море стал возможен благодаря строительству Санкт-Петербурга.)

2. С климатической точки зрения, большая часть территории России лежит ...

... Уральскими. Они отделяют Европу от Азии.

3. Горы, расположенные на востоке европейской части России, называются ...

... Сибири. (Они близкие родичи эскимосов, живущих на Аляске и в Канаде.)

4. Моря, расположенные на юге России, называются...

... Белое море не испытывает на себе влияние теплых Атлантических течений.

5. Соловецкий монастырь находится в...

... летом, около двух месяцев.

6. Климат на Белом море более суров, чем на северном Баренцевом море, так как...

...в умеренном поясе.

7. Россия имеет выход в Балтийское море через...

...более чем на 8000 км.

8. Сибирь находится к востоку от...

...Черным и Каспийским.

9. Великий северный путь действует лишь...

...Белом море.

10. Чукчи живут в северной части...

...Уральских гор.

11. Озеро Байкал славится ...

...Сибири.

12. Новосибирск - один из крупнейших городов...

... чрезвычайно чистой водой и громадной глубиной. Это - самое глубокое озеро в мире.

 2.    Дополните предложения. Если у вас возникнут трудности, обращайтесь к тексту.

1. В европейской части лежит меньшая часть территории России, а большая часть ...
2 Субтропики расположены на ...
3 Уральские горы богаты ...
4 Зимой русские деревни покрыты ...
5 Люди живут в деревнях по 10-20 домов вместе, так как ...
6 Русская «тройка» - это сани ...
7 Черное море так называется потому, что ...
8 Соловецкий монастырь на Белом море был построен ...
9 Тундрой покрыта не только северная часть Сибири, но и...
10 Население северного побережья Сибири во многом зави-сит от...
11 В тайге водятся многие породы зверей, в том числе ...
12 Чукчи - это народность, живущая ...
13 На севере Сибири построено много городов вокруг ...
14 Дальний Восток отделен от США ...
15 Женьшень - это очень ценное растение, произрастающее ...

3.    Следующие высказывания определены как справедливые или ложные. Добавьте собственные доказательства.

1. Россия лежит к западу от Уральских гор.

Неверно! Россия лежит в восточной части Европы и на севере Азии.

2. Климатические различия между зонами Европейской части России невелики.

Неверно! Напротив, они очень велики - от вечной мерзлоты до субтропиков.

3. Горы, расположенные на востоке европейской части России, невысоки.

Верно! Горы называются Уральскими.

4. В центре европейской части России климат субтропический.

Неверно! Субтропики расположены на юге, а в центре России климат умеренный.

5. Зима в России теплая.

Неверно! Как правило, в России зима холодная по сравнению с европейскими зимами, так как климат здесь континентальный.

6. Белое море изобилует островами.

Верно! На одном из островов расположен знаменитый Соловецкий монастырь.

7. Климат на территории, омываемой Белым морем, суровее, чем на территории, омываемой Баренцевым морем.

Верно! Это объясняется влиянием теплых течений на Баренцево море и отсутствием таковых в Белом море.

8. В европейской части России есть выход к морям.

Верно! Эти моря - Черное, Белое и Балтийское.

9. Северный путь очень опасен для судов.

Верно! Он опасен из-за ледяных торосов и нетающих льдов океана, поэтому используются ледоколы.

10. Тайга простирается на тысячи миль.

Верно! Просторы тайги громадны.

11. На Дальнем Востоке для связи между отдельными его частями используется главным образом наземный транспорт.

Неверно! Связь между частями Дальнего Востока осуществляется преимущественно морским путем.

Обсуждение

Выберите одну из тем. Подготовьте краткое сообщение по теме. Обсудите его в аудитории.

1. Представление о специфическом «русском характере» основывается на географическом положении России.
2. Природные ресурсы Урала очень велики.
3. Жизнь в русской деревне зимой очень трудна.
4. Сибирские реки составляют одну из достопримечательностей Сибири.
5. Представление о Сибири как о ненаселенной и дикой части страны несправедливо.
6. Тайга таит в себе очень много богатств.
7. Человек посягает на природу, часто не задумываясь о последствиях.
8. Дальний Восток - это земля контрастов и неиспользованных ресурсов.

Диалог

О русском характере

Бетси: Мы уже заметили, как сердечны и душевны русские, как они гостеприимны и хлебосольны. Но хотелось бы понять, в чем «загадочность русской души». Действительно ли это имеет отношение к географическому положению России на перепутье Европы и Азии, к ее просторам, некоторой изоляции ее от Европы на протяжении ряда столетий?

Саша: О, это очень сложный вопрос. Самые выдающиеся русские философы занимались этой проблемой, среди них такие всемирно известные, как Н. Бердяев, В. Соловьев, П. Сорокин и др.

Катя: Чтобы понять народ, познать самого себя как часть этого народа, необходимо по возможности объективно сравнить свой народ с другими. Нельзя исходить только из имманентных характеристик своего народа. Нужно сопоставить национальные характеры. Многие философы считают, что широта просторов России наложила отпечаток на русский характер. На Западе, насколько я понимаю, люди более рациональны, более организованны, чем русские. Бердяев считает, что некая свобода русской души связана с тем, что исторически русским людям требовалось меньше физических и моральных сил для приобретения жизненного пространства, так как земля была необъятна, тогда как в Европе для устройства жизни были необходимы «интенсивная энергия и интенсивная культура».

С внешней стороны, с позитивно-научной точки зрения, огромные русские пространства представляются географическим фактором русской истории. Но с более глубокой внутренней точки зрения, сами эти пространства можно рассматривать как внутренний, духовный факт в русской судьбе. Это - география русской души. (Н. Бердяев)

Бетси: У американцев существует представление о русских как о людях со сниженным интересом к индивидуальной свободе, которые хотят опереться не на себя в устройстве своей жизни, а на кого-то другого, отсюда «общность» мышления, о которой мы читаем у Тол-стого и Достоевского. Это справедливо и сейчас?

Русская душа включает в себя все богатства природы - ярость и лютость и вместе с тем мягкость, кротость и добродушие. В русской душе есть какие-то нигде не встречаемые духовные ценности и красоты. (С. Аскольдов)

Саша: Централизация и, следовательно, сильная вертикаль власти не могут не сказываться на свободе отдельных групп населения, а следовательно, и на свободе индивидуума. В самом деле, как можно было раньше, да и сейчас поддерживать и сохранять огромное государство как не масштабной бюрократией? Отсюда достаточно пассивное отношение к правам личности. Так, если американцы всегда хотят знать, куда идут налоги, которые они платят, то у русских таких вопросов практически не возникает. Они просто не привыкли их задавать. Исторически, русский человек привык полагаться не на себя, не на свою активность, не на внутреннюю дисциплину, а на коллектив. Отсюда и некоторая подчиненность, отсутствие интереса к тому, куда же расходуются деньги, которые получает государство.

Но Россия - страна противоречий, поэтому наряду с этими качествами русским, по словам Бердяева, свойствен и некоторый анархизм. Он считал, что Россия -страна, трудно поддающаяся организации.

Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек. Национальный человек - больше, а не меньше, чем просто человек, в нем есть родовые черты человека вообще и еще есть черты индивидуально-национальные. (Я. Бердяев)

Катя: Противоречивость России ярко видна и в произведениях выдающихся русских писателей, например Достоевского. В них бесконечная любовь к людям сочетается с жестокостью.

Джон: А сейчас эти представления о русском характере так же действительны, как и тогда, когда Бердяев писал об этом, т.е. почти 80 лет назад?

Саша: В самых общих терминах это применимо и к сегодняшней России. Стремление к коллективному мышлению и существованию в коллективе в ущерб развитию в себе индивидуального начала сильно и сейчас, хотя с перестройкой за последние 12 лет многое изменилось.

С развитием рыночных тенденций люди стали проявлять больше инициативы, появились признаки личности, ранее не свойственные русским в широком масштабе, т.е. поиск новых возможностей, динамизм.

Катя: Я не совсем согласна, что все это можно отнести ко всей России. В больших центрах эти тенденции действительно проявляются очень сильно, в провинции же, в деревнях, где экономические условия гораздо тяжелее, где меньше возможности заработать деньги, так как работы хватает далеко не всем, и, соответственно, рынок значительно сужен, проявление личной инициативы гораздо менее масштабно. Ведь вы знаете, что с перестройкой экономики многие предприятия закрылись. Переход от государственного монополизма к рыночной экономике происходит трудно и не сразу, отсюда много незанятых рабочих рук.

Джон: Я замечал, что многие русские обладают очень развитым чувством национальной гордости. Они склонны считать все русское самым лучшим и правильным, чего бы это ни касалось - идей, мнений, т.е. духовных начал, а также и чисто практических вещей.

Саша: Прости, но не хочешь ли ты сказать, что у американцев нет чувства национальной гордости? Да оно у вас развито очень сильно. И зачастую это поддерживается и государством. Например, в некоторых штатах даже теперь каждое утро многие американские школьники дают клятву верности США, положа руку на сердце и глядя на флаг. Так что, естественно, у каждого народа своя национальная гордость. Но, с другой стороны, ты верно заметил, что существует некое неприятие западного.

Еще Бердяев писал, что оборотной стороной «русского смирения и покорности» является русское самомнение. Русское и есть праведное, доброе, истинное. Достоевский, который проповедовал «всечеловека» и призывал к «вселенскому духу», отрицал за Западом всякие права быть христианским миром. Русское национальное самомнение выражается, говорит Бердяев, и в том, что Россия почитает себя единственной христианской страной.

Жизнь личности не представляется ему (Л. Толстому) истинной, божественной жизнью. Истинная, божественная жизнь есть жизнь безличная, общая жизнь... Толстой идеализировал простой народ, в нем видел источник правды и обоготворял физический труд, в котором искал спасения от бессмыслицы жизни. Но у него было пренебрежительное и презрительное отношение ко всему духовному труду и творчеству. Все острие толстовской критики было направленно против культурного слоя. Эти толстовские оценки победили в русской революции, которая возносит на высоту представителей физического труда и низвергает представителей труда духовного. (Я. Бердяев)

Бетси: Но нельзя же сказать, что Россия всегда отвергала и сейчас отвергает все европейское (будем этим словом обозначать все западное, включая и американское). Я думаю, это не так. Возьмите Петра I и последующие эпохи.

Вы же не можете отрицать колоссальное влияние Запада на Россию? Да это прослеживается во всей русской литературе. Все сферы власти, экономики и даже искусства (архитектуры, живописи и т.д.) испытали западные влияния.

Саша: В том-то и дело, что и в отношении к Западу сказывается дуализм России. С одной стороны, можно наблюдать принятие Запада, а с другой стороны, Россия отрицала все, что шло оттуда. Эти умонастроения можно наблюдать и теперь. Однако в центрах люди больше повернуты к Западу, так как общественная и экономическая жизнь России всегда была отнесена к таким полюсам, как Москва, Петербург, Киев, а жизнь глухих уголков в русской провинции совсем не похожа на жизнь в центрах. Там гораздо больше консерватизма и неприятия нового, особенно западной культуры. Бердяев говорил, что жизнь центра и провинции «принадлежит к разным историческим эпохам». В России была и есть централизация власти, денег, образования и культуры.

Но надо признать, что процессы унификации и сглаживания различий в культурном смысле идут сейчас быстрее, чем когда-либо, в силу изменившихся социально-политических условий.

Толстой уловил и выразил особенности морального склада большей части интеллигенции, даже русского человека вообще. И русская революция являет собой своеобразное торжество толстовства. На ней запечатлен и русский толстовский морализм, и русская аморальность... Болезнь русского нравственного сознания я вижу прежде всего в отрицании личной нравственной ответственности и личной нравственной дисциплины... Русский человек ... мало почитает качества в личности. Это связанно с тем, что личность чувствует себя погруженной в коллектив, личность недостаточно еще раскрыта и сознана. Такое состояние нравственного сознания порождает целый ряд претензий, обращенных к судьбе, к истории, к власти, к культурным ценностям, для данной личности недоступным... Русскому человеку труд-нее всего почувствовать, что он сам кузнец своей судьбы. Он не любит качеств, повышающих жизнь личности, и не любит силы. Всякая сила, повышающая жизнь, представляется русскому человеку нравственно подозрительной, скорее злой, чем доброй. (Я. Бердяев)

Бетси: Я бы хотела сказать, что явилось основой для формирования нового человека в новых условиях, когда шло становление современных США. Еще в XVIII веке американский философ Франклин выступал за веротерпимость. Он разрабатывал учение о нравственном совершенствовании человека, о таких его качествах, как трудолюбие, искренность, справедливость, бережливость, решительность, порядок и др. Протестантская этика во многом стимулировала развитие частной инициативы и предприимчивости, и она, конечно, лежит в основе жизненных принципов современных американцев. Для нас самое важное -опираться на здравый смысл и собственный опыт. Насколько я понимаю, православие сильно отличается в этом от протестантской и других конфессий.

Мне интересно было бы узнать от вас, что такое «русская идея». Мы слышали и читали об этом, но не имеем ясного представления.

Катя: Я недавно сдавала экзамен по философии и думаю, что поняла, что такое «русская идея». Я читала об этом у русского философа Соловьева. «Русская идея» - это аспект христианской идеи, т.е. понимание христианства на русской национальной почве. Вообще-то говоря, православие претендовало (не берусь судить о сегодняшнем дне) на полное и единственное воплощение им «истинной веры». В. Соловьев говорил, что «тело» России свободно после отмены крепостного права, а национальный дух еще ждет своего освобождения. В. Соловьев подвергает критике слепой религиозный национализм, который видит благо России в ее изоляции от других стран и народов. Он показывает, что идеи изоляционизма далеки от реальной жизни России. Русская идея - не что иное, как христианская идея. Но она далека от воплощения, между прочим, так же, как и западные варианты христианства.

Самый характер русских чужд насильственности, исполнен мягкости, с другой стороны, религиозные уклонения русского народа - раскол старообрядства и секты - указывают на нежелание малейших перемен в религиозном кодексе и на способность к религиозно-философскому мышлению. (Я. Данилевский)

Джон: На самом деле я думаю, ты права, что эти идеи еще далеко не воплощены ни в одной христианской стране. Христианство, утверждая свободу личности, побуждает людей к личностному самосознанию, к ответственности и к уважению других людей.

Известно, что церковь должна служить не народу и тем более не государству, а Христу, который по церковному же учению и является ее главой.

Саша: Возвращаясь к русскому характеру сегодня, к тому, как я вижу русских как нацию, ясно, что экономическое развитие в данное время при данных условиях и для современных людей связано с индивидуально-экономической инициативой и свободным от давления индивидуальным хозяйством. Надо добиться, чтобы каждый хозяин чувствовал над собой волю государства, но нельзя ограничивать его инициативу мелочным надзором. Условия должны быть указаны в законе и быть нестеснительными. Увы, пока это у нас в процессе созидания.

Бетси: Ну так вот, мы узнали много о русском характере. Несомненны такие черты русских, как сердечность, душевность, широта натуры и, вместе с тем, некоторая ее противоречивость. Мы также знаем, что русский человек живет скорее по сердцу, чем по уму. Но Саша сказал, что сейчас наблюдается отход от тех черт, которые были присущи русским в прежних исторических условиях, т.е. тяга к коллективизму, которая теперь вытесняется ростом самостоятельности людей в принятии самых разных решений. Но значит ли это, что русский характер может серьезно измениться?

Саша: Да нет, конечно. Ведь эти черты составляют сущностные характеристики русских, и я думаю, что они постоянны.

Джон: Так что же, то, что мы узнали о русском характере - неужели все это применимо ко всем людям без исключения?

Саша: Конечно, можно абсолютизировать такие качества, которые отмечены очень широко и в русской литературе - душевность, сердечность, поиски смысла жизни, материальную неприхотливость. Вы уже говорили о том, что сами заметили эти качества в русских. С новыми временами быстро меняется и психология людей. Отмечают, что душевности стало меньше, а материаль-ной заинтересованности больше. Но ведь и до революции 1917 года в России уже полным ходом шел процесс развития капитализма, и уже тогда разные социальные группы и слои были склонны к разным точкам зрения на основы индивидуального сознания. Я-то лично считаю, что отождествлять всех и делать общие выводы неправильно, но, вместе с тем, какие-то национальные черты можно вывести, что мы и пытались сделать.

Раздел II

Рабочий текст 1

Путешествие

Мне предстояло ехать через Курск и Харьков, но я свернул на прямую дорогу. До Ельца дороги ужасны. Несколько раз коляска моя вязла в грязи. Мне случалось в сутки проехать не более 50 верст. Наконец я увидел воронежские степи и свободно покатился по зеленой равнине.

Переход от Европы к Азии делался час от часу чувствительнее: леса исчезают, холмы сглаживаются, трава густеет и являет большую силу растительности; показываются птицы, неизвестные в наших лесах; орлы сидят на кочках, означающих большую дорогу, как будто на страже, и гордо смотрят на путешественников. (по А. Пушкину. «Путешествие в Арзрум»)

Словосочетания

1. ехать через город (Курск, Харьков)
2. свернуть на прямую дорогу
3. дороги ужасны
4. воронежские степи
5. зеленая равнина
6. переход от Европы к Азии
7. час от часу
7. леса исчезают
9. холмы сглаживаются
10. трава густеет
11. неизвестные птицы
12. орлы сидят на кочках
13. большая дорога
14. быть на страже
15. смотреть на путешественников
16. смотреть гордо

Упражнения

Проверка понимания текста

1. Ответьте на следующие вопросы.
1. Пушкин в описанном путешествии отправляется на юг или на север?
2. Почему он не хотел ехать через Курск и Харьков?
3. Была ли дорога удобна для путешественников?
4. Почему продвижение путешественника было таким медленным?
5. Сколько верст можно было проехать в сутки?
6. Когда путешествие стало более легким и приятным?
7. Как описывается переход от Европы к Азии?
8. Растительность к югу становится более богатой или более скудной?
9. Как описывает автор птиц, сидящих у дороги?

2. Дополните предложения словами и выражениями в конце упражнения.
1. Путешественнику предстояло ....
2. Путешественник свернул на ... .
3. Дорога иногда была... .
4. Я увидел воронежские ... и покатился по зеленой ....
5. Переход от ... делался час от часу чувствительнее.
6. Леса... .
7. Холмы... .
8. Трава... .
9.   Птицы сидят на кочках, означающих ... .
10. Птицы гордо смотрят на ... .
________________________________________________
большую дорогу; Европы к Азии; исчезают; прямую дорогу; ужасной; сглаживаются; ехать через Курск и Харьков; степи; густеет; равнина; путешественников.

3. Поставьте вопросы к выделенным словам в предложениях.
1. Мне предстояло ехать через Курск и Харьков.
2. Я свернул на прямую дорогу.
3. Наконец я увидел воронежские степи.
4. Я свободно покатился по зеленой равнине.
5. Переход от Европы к Азии делался час от часу чувствительнее.
6. Леса исчезают, холмы сглаживаются, травы густеют.
7. Орлы сидят на кочках.
8. Кочки означают большую дорогу.
9. Орлы гордо смотрят на путешественников.

4. Ответьте на вопросы, используя одно из слов или словосочетаний в правой колонке.

1. Как путешественнику предстояло ехать? Через какие города?

1. Курск и Харьков

2. Липецк и Воронеж

3. Тулу и Брянск

2. Какие дороги были до Ельца?

1. хорошие

2. ровные

3. ужасные

3. Сколько верст мог путешественник проехать в день по плохим дорогам?

1. не более 30 верст

2. не менее 1000 верст

3. не более 50 верст

4. Как обозначался переход от Европы к Азии?

1. леса исчезают

2. леса густеют

3. холмы сглаживаются

4. холмы становятся более явными

5. Как меняется растительность в направлении к югу?

1. растительность становится более густой

2. растительность становится более чахлой

6. Кто сидел на кочках, означающих большую дорогу?

1. коровы

2. козы

3. птицы

7. Как они смотрели на путешественников?

1. не смотрели совсем

2. гордо

3. с ожиданием

Устная речь

1. Кратко изложите содержание текста. Выделите его главную идею.

2. Как автор заметил переход от Европы к Азии?

Рабочий текст 2

Наводнение

Река Ветлуга * взыграла. Несколько дней назад шли силь-ные дожди. Теперь из лесных чащ покатился паводок. Река вздулась, заливая свои веселые зеленые берега. Быстрые струи бежали, кружились и опять бежали дальше. По берегам зеленые большие листья, молодые ивы с зелеными ветвями вздра-гивали от ударов волн.

На другом берегу видны были молодые дубы. За ними темные ели и красивые сосны. В одном месте белели свежие доски. И весь этот мирный пейзаж как будто оживал, наполняясь звоном бурной реки. Вся река торопилась куда-то. (по В. Короленко. «Река играет»)

Словосочетания
1. несколько дней назад
2. шли сильные дожди
3. лесные чащи
4. зеленые берега
5. быстрые струи
6. бежать дальше (о реке)
7. зеленые листья
8. большие листья
9. зеленые ветви
10. удары волн
11. молодые дубы
12. темные ели
13. красивые сосны
14. свежие доски
15. мирный пейзаж
16. бурная река

Упражнения

Проверка понимания текста

1. Ответьте на следующие вопросы.
1. Что имеет в виду автор, говоря, что река «взыграла»?
2. Когда шли сильные дожди?
3. Что покатилось из лесных чащ после дождей?
4. В реке было очень много воды? Как это видно из текста?
5. Что можно было видеть по берегам реки?
6. Где росли молодые дубы?
7. Какие деревья росли за ними?
8. Что автор имеет в виду, говоря о «свежих досках»? Как вы думаете, для чего они могли быть приготовлены?
9. Пейзаж в тексте называется «мирным». Считаете ли вы, что его можно так назвать при наводнении? Почему автор использует это слово?
10.  Считаете ли вы авторскую метафору о том, что река “торопилась куда-то» интересной и оригинальной?

2. Дополните предложениями словами и выражениями в конце упражнения.
1. Река Ветлуга заливала свои … .
2. Быстрые струи бежали, кружились и опять … .
3. По берегам зеленые большие листья и молодые ивы с … .
4. На другом берегу реки были видны … .
5. Весь этот мирный пейзаж как будто … .
6. Пейзаж заполнялся звуком … .
7. Вся река … куда-то
ударов волн, бежали дальше, и красивые сосны, веселые зеленые берега, зелеными ветвями, оживал, торопилась, бурной реки, молодые дубы

3. Поставьте вопросы к выделенным словам в следующих предложениях.
1. Река называлась Ветлуга.
2. Несколько дней назад шли сильные дожди.
3. Из лесных чащ покатился паводок.
4. Река заливала свои веселые зеленые берега.
5. Молодые ивы с зелеными ветвями вздрагивали от ударов волн.
6. На другом берегу были видны молодые дубы.
7. За ними были видны красивые сосны.
8. В одном месте белели свежие доски.
9. Весь пейзаж наполнялся звоном бурной реки.

4. Ответьте на вопросы, используя одно из слов или словосочетаний в правой колонке.

1. Какие дожди прошли несколько дней назад?

1. слабые

2. сильные

3. ливни

2. Что прокатилось теперь из лесных чащ в реку?

1. слабые струйки воды

2. маленькие ручейки

3. паводок

3. Какие берега заливала река?

1. покрытые снегом

2. с опавшей листвой

3. зеленые

4. Как вели себя струи?

1. их не было видно

2. стояли на месте

3. бежали дальше

5. Отчего вздрагивали по берегам большие листья?

1. от порывов ветра

2. от движения воды

3. от ударов волн

6. Что было видно на другом берегу?

1. деревни

2. густые леса

3. отдельны деревья

7. От чего оживал этот пейзаж?

1. от рева ветра

2. от шума бури

3. от бурной реки

Устная речь

1. Кратко изложите впечатления автора о прежде тихой и спокойной реке.
2. Почему река стала такой бурной?

Раздел III

Дополнительные материалы по теме

Текст 1
Зима в деревне

Наступила зима, с ней деревня стала строже и монотонней. Зима была тяжелой. Уже в ноябре лег снег, и к святкам деревня была занесена по уши. На улице ухабы изрыли дорогу так, что у Аграфениной избы была крутая яма; все хаты ощетинились соломой, которую набивали от крыши до полу, прорезая в ней для окон узкие люки, через них бедно лился внутрь свет. И долгие ночи проходили в завываниях метелей или грозном блистании звезд на небе, чуть не трескавшемся от мороза. Большие морозы выпали на тот год; бродячие странники, число которых увеличилось заметно, замерзали на дорогах. Погибло шестеро детей, шедших за три версты в школу.
Нередко по ночам Аграфене не спалось. Иногда она выходила на мороз, и зрелище синих, пылающих светил и глубокой порфиры неба говорило о великом и ангелическом. Чувство твердости и вечности наполняло ее. (по Б. Зайцеву. «Аграфена»)

Упражнение

1. Прочтите текст. Определите его главную мысль.

2. Процитируйте текст, чтобы доказать, что
1. снегу было очень много.
2. жители защищали дома от холода соломой.
3. внутри домов было очень мало света.
4. стояли сильные морозы.
5. Аграфена восхищалась красотой ночного неба.

3.    Скажите, что доказывают следующие факты.
1. «к святкам деревня была занесена по уши».
2. «На улице ухабы изрыли дорогу».
3. «Все хаты ощетинились соломой».
4. «бродячие странники замерзали на дорогах».

4.    Кратко ответьте на следующие вопросы.
1. Почему зима была тяжелой?
2. Много ли было в деревне снега?
3. Когда земля покрылась снегом?
4. Почему в домах было темно даже днем?
5. Какая погода была по ночам?
6. Много ли было несчастных случаев из-за холодов?

Диалог

К Саше зашел его друг Борис. Как вы думаете, получает ли он удовольствие от зимних видов спорта? Обоснуйте ваше мнение.

Саша: Ну, здравствуй, заходи. Да ты весь в снегу!

Борис: Ты знаешь, мне кажется, что теплеет. Конец февраля, значит, весна не за горами. Наконец-то!

Саша: Да, погода, видимо, меняется, но я думаю, что до весенней погоды еще далеко. Знаешь такую пословицу: «Февраль - кривые дороги»? Это значит, что в феврале бывает много снега. До сих пор его было немного, а мы так любим лыжные прогулки за городом!

Борис: Всё, морозы позади. В Питере уже слякоть, ноль градусов, значит, завтра и в Москве будет тепло! Слава Богу! Терпеть не могу морозы. На морозе у меня белеет нос и трескаются губы.

Саша: А я люблю зиму! Ты заметил, даже в самую теплую зиму на Крещенье 19 января всегда холодно, небо ясное, светит солнце, а потом снова тепло, пасмурно и валит снег?

Борис: Не спорю, зима красива, но я ее не люблю. Тротуары в сугробах, скользко, темнеет в 4 часа дня, нужно тепло одеваться, женщины в шубах выглядят как снежные бабы, много людей получают травмы, поскользнувшись на льду. Я просто мечтаю о весне!

Саша: Ну, не падай духом. Ты подумай, например, о чукчах или об эскимосах. У них 10 месяцев в году зима, полярная ночь длится чуть ли не с сентября по март, холода - за минус 50, а из всех развлечений - только северное сияние.

Борис: Почему я должен думать о чукчах? В Крыму в феврале уже весна, цветет миндаль, на базаре продают свежую зелень, а у нас еще снег.

Саша: Зато мы можем пойти на лыжах. Зимой в лесу сказочно красиво в любую погоду. О такой красоте не знают изнеженные жители субтропиков.

Борис: Кстати, я хочу пригласить тебя на оперу «Снегурочка». Хоть на сцене увижу весну, пусть воплощенную в театральное действо. Но какая там прекрасная музыка!

Саша: Я пойду с удовольствием. Я забыл, кто автор этой оперы.

Борис: Римский-Корсаков, а либретто основано на драматической сказке А.Н. Островского.

Саша: Да, вспомнил. Спасибо за приглашение.

Текст 2
Июль

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые бывают тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно. Солнце - светлое и лазурное. Весело и величаво поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков с нежными белыми краями. К вечеру облака исчезают, последние из них ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца. В такие дни жар бывает иногда сильным. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, рожью, гречихой.

Такой погоды желает земледелец для уборки хлеба. (по И. Тургеневу. «Бежин луг»)

Упражнение

1. Прочтите текст. Определите его главную мысль.

2. Процитируйте текст, чтобы доказать, что
1. было лето.
2. погода была прекрасная.
3. на небе не было туч.
4. воздух был полон ароматов.
5. такой погоды желает земледелец.

3. Скажите, что доказывают следующие факты:
1. «небо ясно».
2. «К вечеру облака исчезают».
3. «пахнет полынью, рожью, гречихой».
4. «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба».

4. Кратко ответьте на следующие вопросы.
1. Описываемый И.С. Тургеневым день - один из тех, которые устанавливаются надолго?
2. Какие бывают края у облаков, которые появляются к полудню?
3. Много ли бывает облаков вечером в такие дни?
1. Почему земледельцы бывают рады такой погоде?

Диалог 1

Саша: Выражение «старожилы помнят» часто встречается в прогнозах. Но то, что было этой весной на юге Сибири, действительно редкий случай. В апреле было 25-30 градусов тепла, с середины мая пошел дождь и снег. Говорят, что раньше климат был устойчивее и народные приметы сбывались чаще.

Бетси: Интересно, сбываются ли прогнозы?

Катя: Это не легкий вопрос. Я всегда жду утром сводку погоды, чтобы не оказаться без зонтика во время дождя. Иногда прогнозы оправдываются, но, увы, не всегда.

Бетси: А думаешь ли ты, что народные приметы более надежны, чем научно обоснованные прогнозы?

Катя: В какой-то степени - да. Но, видишь ли, климат меняется, а приметы остаются. Так что вряд ли они всегда достоверны. Раньше думали, что зима определяет лето и наоборот. Отсюда вот такие приметы:

Лето бурное - зима с метелями.
Лето дождливое - зима снежная, морозная.
Лето сухое, жаркое - зима малоснежная, морозная.
Сырое лето и теплая осень - к долгой зиме.

А вот и пословица: «Летний день год кормит». Она говорит о крестьянских работах в летний период: овощи посадить, огород прополоть, коров подоить, сена накосить, позже и урожай собрать и, главное, умело его сохранить.

В России крестьяне мечтали о теплом лете, не дождливом и не засушливом.

Диалог 2

Бетси: Я думаю, что многое из этого относится и к сельскому хозяйству США, и различия в зонах очень большие, как и в России. А бывают ли в России ураганы? В США они, к сожалению, не редкость.

Саша: Я хочу вам предложить статью об урагане.

Строители плохо прибили крыши

500 человек лишились крова в результате урагана в Приморье. 14 июля около 23 часов по местному времени внезапно разразился сильный ливень, сопровождаемый порывами ураганного ветра скоростью до 30 метров в секунду. Поселок в основном застроен частными домиками, бараками, есть несколько капитальных трехэтажных домов. Без крыш остались 9 деревянных строений. Крыши сорвало также со школы и здания городской администрации. Во многих домах повылетали стекла. Но это было только начало. К ночи ливень усилился, и потоки воды обрушились непосредственно на жилища людей. Затопленными оказались 168 квартир. Практически полностью размыто 4 километра дороги, соединяющей поселок с райцентром. Вдобавок ко всему вышла из строя электростанция. Ураган утих лишь к 7 утра 15 июля. К счастью, обошлось без человеческих жертв. Но, тем не менее, по местным масштабам ущерб значительный. Так как там проживают всего 1800 человек, то без крова осталась треть жителей. Ураган и сильные ливни в Приморье случаются по несколько раз в неделю, поэтому нужно следить, чтобы кровля была хорошо прибита.

(«Известия», 14 августа 1994 г.)

Диалог 3

Джон: А несут ли ответственность строители за свою плохую работу?

Саша: Боюсь, что нет. Знаете такую пословицу «Ищи ветра в поле»? Ведь эти дома были построены не вчера, и вряд ли можно найти тех строителей. Да и с них, если даже и найдут, как говорится, «взятки гладки».

Бетси: Сколько же пословиц и поговорок, и как легко ты их употребляешь!

Саша: Да, они очень удобны. Не надо думать, как оформить мысль; поговорка или пословица используется в речи в готовом виде.

Бетси: Так как же называется это отсутствие ответственности?

Саша: Безответственность. Увы, ее еще немало в России. Да и только ли тут?

Давайте поговорим о погоде в августе. Обычно июль - август - время отпусков. Кто-то предпочитает морские круизы, а кто-то любит побродить по лесу или посидеть с удочкой на берегу реки.

Бывает, что уже в августе в России заморозки - это может быть в Сибири или даже вблизи Санкт-Петербурга, а в Сочи жарко, люди купаются в море. Лето -самая прекрасная пора, хотя и другие времена года имеют каждое свою прелесть.

Вот что написал об очаровании лета великий русский поэт Федор Иванович Тютчев:

Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство -
И как, спрошу, далось нам это
Так ни с того и ни с сего?..

Гляжу тревожными глазами
На этот блеск, на этот свет...
Не издеваются ль над нами?
Откуда нам такой привет?

Текст 3
Осень

Вот вспомнилось. Бывало, в гимназическом саду зацветают яблони, а нам приходится готовиться к экзаменам, учитель нам говорит: «Человек не должен поддаваться влиянию погоды».

Отгуляв лето, осенью мы были спокойны, а наш учитель был раздражен однообразием жизни и ежедневными головными болями. Моросит за окном ноябрьский дождь. Учитель сидит бледный, хмурый и с яростью ставит ученикам единицу. Вижу, до меня дойдет, поднимаюсь и говорю, показывая на окно: «Павел Васильевич, человек не должен поддаваться влиянию погоды». (по М. Пришвину. «Журавлиная родина»)

Упражнения

1. Прочтите текст. Определите его главную мысль.

2. Процитируйте текст, чтобы доказать что
1. была пора подготовки к экзаменам.
2. учитель воспитывал своих учеников.
3. у учителя было осенью плохое настроение.
4. была осень.
5. учитель плохо выглядел.

3. Скажите, что доказывают следующие факты.
1. «в гимназическом саду зацветали яблони».
2. «осенью мы были спокойны».
3. «моросит за окном ноябрьский дождь».
4. «Учитель с яростью ставит ученикам единицу».

4. Обсудите в аудитории вопрос о влиянии погоды на настроение человека, используя приведенные ниже вопросы.
1. Почему учитель говорил ученикам весной, что не надо поддаваться влиянию погоды?
2. Почему автор говорит, что осенью ученики были спокой-ны?
3. Отчего у учителя каждый день болела голова?
4. Почему учитель ставил плохие отметки ученикам? Они в самом деле всегда их заслуживали?
5. Что хотел сказать ученик, показывая на окно?

Диалог

Джон: Что, в самом деле осенью всегда идет дождь?

Саша: Да нет, метеорологи даже утверждают, что осенью дождей бывает меньше, чем летом. В холодном воздухе влага испаряется плохо, а потому - лужи и слякоть. Все это на пользу будущему урожаю.

Диалог в конце главы

Катя: Я терпеть не могу осень. Только мы привыкли к теплу, длинным дням, как наступают холода. У меня сразу портится настроение.

Саша: Мой начальник на прежней работе осенью всегда приходил в офис в плохом настроении. А мама обижается на меня без причины - и все это, я думаю, осень и стрессы.

Бетси: Утешайтесь тем, что погода действует на людей во всем мире, а стрессы в США - не только следствие осенней погоды, как, я думаю, и у вас. Я знаю, что и дети чаще капризничают в такую погоду и даже убегают из дома - но это уже крайний случай.

Саша: В конце сентября осень быстрее движется к зиме. На дорогах грязь, дни и ночи становятся холоднее.

Бетси: В США очень большое внимание уделяется вопросам экологии. А в России много ли проблем, связанных с экологией?

Саша: Проблем очень много. Среди них проблема северных территорий, проблема Каспия и проблема озера Байкал.

Нужен ли нам Север? Так вопрос раньше даже не ставился. Покорять, обживать - таким был лозунг на целые десятилетия. Северные территории, где проживает всего 8% от общего населения страны, еще недавно давали свыше 20% ее национального дохода. Сейчас они деградируют. Обживать Север означало непременно возводить громоздкие поселки со своей инфраструктурой. Там много золотых приисков, которые нужно разрабатывать. Есть много других ископаемых. Север надо сохранить!

Джон: Это, как мне кажется, не проблема экологического характера, а скорее экономическая!

Саша: Конечно, но вопросы физического выживания в тяжелых условиях тоже касаются окружающей среды.

А вот и другая серьезная проблема - Каспий. Там возникают поистине мертвые зоны. Агрессивная соленая вода разъедает дома, фермы, заводы.

Еще можно что-то предпринять: берегоукрепительные работы, возведение дамб, защита населенных пунктов. А пока что только Каспий твердо стоит на своем - наступает на землю.

Катя: Я хочу рассказать об озере Байкал, куда я ездила на экскурсию два года назад. Знаете ли вы, что один литр байкальской воды стоит 50 центов? Но в озеро Байкал сбрасывает отходы целлюлозно-бумажный комбинат. Без всякой очистки идет в озеро грязь прибрежных городков и поселков. Отходы из Монголии и Бурятии также стекают в озеро. У озера есть система самоочистки. Но «силы» озера не беспредельны. Уже появились сине-зеленые водоросли.

Экологи утверждают, что лет через пять в Байкале могут произойти необратимые изменения.

Ответ ясен для каждого, кто хоть раз побывал здесь. Это место создано для отдыха!

Джон: У меня идея! Почему бы нам не поехать туда? Пока озером еще можно любоваться и пить чистейшую воду!

Катя: Я думаю, все согласны. Хотя это очень дорогая поездка.

Джон: Ну, сэкономим на чем-нибудь!




 
  Назад в список