Назад в список
Назад в список


Булкин А.П.

Социокультурная динамика образования


СОДЕРЖАНИЕ

(вариант для печати в PDF-формате (53 кб))

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение   3

ГЛАВА I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ ОБРАЗОВАНИЯ … 9

1.1. Общественные отношения России в свете концепции трех типов социальных отношений … 9

1.2. Историко-культурный процесс России с позиций концепции культурных суперсистем … 22

1.3. Ценностные ориентиры образования и воспитания … 28
1.3.1.  Понятие «личностного образца». Личностный образец как носитель культуры и его ценности как ориентиры образования … 28
1.3.1.1. Методологическое значение понятия «личностный образец» для образования … 33
1.3.1.2. Личностный образец и цель образования … 35
1.3.1.3. Педагогический идеал … 37
1.3.2.  Основные личностные образцы - аристократический, мещанский и пролетарский … 42

1.4. Сословная и тоталитарная системы образования в России … 48
1.4.1. Аристократический личностный образец и сословная система образования в Российской империи … 48
1.4.1.1. Система образования в «Государстве» Платона … 48
1.4.1.2. Система образования Российской империи … 49
1.4.2. Пролетарский личностный образец и тоталитарная система образования в Советском Союзе … 53
1.4.2.1. Личностный образец в тоталитарном государстве (Спарта, государство инков в Перу, СССР) … 54
1.4.2.2. Система образования СССР … 59

ГЛАВА II. ГЕНЕЗИС КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ ПЕДАГОГИКИ … 66

2.1. «Образование» и «воспитание» в контексте трех типов культуры России … 66
2.1.1. Идеациональный (религиозный) тип культуры … 67
2.1.2. Идеалистический тип культуры … 70
2.1.3. Чувственный тип культуры … 76
2.1.4. Идеациональный (пролетарский) тип культуры в СССР … 87

2.2. «Ценность образования», «образованность» … 89
2.2.1. Школа как механизм социальной мобильности … 90
2.2.2. «Табель о рангах» и образование … 94
2.2.3. Понятия «ценность образования» и «образованность» … 98
2.2.4. Дворяне и разночинцы как два «учащихся» сословия … 102
2.2.5. «Ценность образования» и крестьянство … 105

ГЛАВА III. ФОРМАЛЬНОЕ И РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ДВЕ ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО БЫТИЯ И КАК СТЕРЖНЕВАЯ ПРОБЛЕМА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ … 111

3.1. Два типа жизненной ориентации … 111
3.1.1. Человеческие потребности как основание типа жизненной ориентации … 113
3.1.2. Определения модусов «иметь» и «быть» и их модификации … 115

3.2. Модусы «иметь» и «быть» в образовании … 119
3.2.1. Мышление … 119
3.2.2. Обучение … 120
3.2.3. Память … 122
3.2.4. Беседа … 123
3.2.5. Чтение … 124
3.2.6. Знание … 125

3.3. Образование формальное и материальное … 127
3.3.1. Дворянство как субъект образования … 127
3.3.1.1. Гуманистические начала в формировании дворянства … 129
3.3.1.2. Классические и реальные формы в дворянском образовании … 134
3.3.2. Формальное и практическое образование. Гуманизм и реализм в образовании … 139

Заключение … 149

Примечания … 155



 
  Назад в список