Ершов П.М.
СКРЫТАЯ ЛОГИКА СТРАСТЕЙ, ЧУВСТВ И ПОСТУПКОВ:
Искусство понимания себя и других.
Логика общения в жизни и на сцене.
Психофизическая природа искусства действий
СОДЕРЖАНИЕ
(вариант для печати в PDF-формате (178 кб))
Потребностно-информационная теория личности
в театральной
системе П.М. Ершова (В. М. Букатов, А. П. Ершова) ... 8
Часть I.
ИСКУССТВО ПОНИМАНИЯ СЕБЯ И ДРУГИХ
Глава 1. Критика и толкование как суждения и интерпретации ... 16
1. Объект, адресат и субъект в критике ... 16
2. Технологическая критика и объект ... 17
3. Приспособленческая критика и адресат ... 19
4. Художественная критика и субъект ... 21
5. Нужда субъекта в адресате ... 25
6. Режиссура как интерпретация пьесы ... 28
Глава 2. Предмет и границы в понимании переживаний и поведения ... 31
1. Поиск мотивировок ... 31
2. Построение мотивировок ... 34
3. Истоки мотивов ... 37
4. Три триады ... 40
Глава 3. Причинность поведения, желаний и целей ... 43
1. Бесспорное, предполагаемое и возможное
в понимании поведения ... 43
2. Жизнь — потребность ... 44
3. Место в физическом пространстве ... 47
4. Самоутверждение в окружающей среде ... 50
5. Цели, средства, способы ... 55
6. Эмоции и мышление в трансформации потребностей ... 58
7. Обслуживание потребностей и их умножение ... 61
8. Функция воли ... 69
9. Удовлетворение потребностей ... 73
Глава 4. Истоки многообразия желаний ... 77
1. Сложность и противоречивость потребностей ... 77
2. Взаимосвязь потребностей... 79
3. От биологических к социальным ... 82
4. Многослойность социальных потребностей ... 85
5. Вариации справедливости ... 90
6. Нормы удовлетворения ... 93
7. Смена и развитие норм ... 96
8. Нужда в бескорыстном познании ... 98
9. Охранные функции норм ... 101
10. Фрейд, психоанализ, исповедь ... 103
11. Нормы и культура ... 107
12. Нормы и личность ... 112
13. Главенствующая потребность ... 114
14. «Потребности нужды» и «потребности роста» ... 118
15. Проблема классификации потребностей ... 120
16. Потребности промежуточные и вспомогательные ... 126
Глава 5. Потребности биологические ... 132
1. Разнообразие витальных проявлений ... 132
2. Биологическое в социальном... 136
3. Диапазон биологических потребностей ... 139
4. Семейный эгоизм ... 142
5. Экономия сил ... 145
6. Экономия сил в мышлении ... 148
Глава 6. Потребности социальные ... 153
1. Параметры социальных потребностей ... 153
2. Устойчивость альтруизма ... 156
3. Ранги общественного положения ... 159
4. Власть, авторитет, право ... 163
5. Дела и мотивы ... 166
6. «Дело» для карьеры ... 170
7. Профессия и дело ... 174
8. Перерождение добрых начинаний ... 177
9. Дружба и любовь ... 182
10. Необходимость идеалов ... 184
11. Квалификация ... 186
Глава 7. Потребности идеальные ... 189
1. Потребность в знаниях ... 189
2. Последствия экстраполяций и дедукций ... 191
3. Своеобразие бескорыстного познания ... 194
4. «Количество» и «качество» знаний ... 198
5. Наука и искусство ... 202
6. Виды искусства и отрасли науки ... 208
7. Сила идеальных потребностей ... 212
8. Идеальное как средство... 215
9. Главенствование идеальных потребностей ... 218
10. Накопление знаний, истина и красота ... 223
11. Созерцаемое единство противоположностей ... 228
12. «Дело» в искусстве ... 234
13. Присутствие неискусства в искусстве ... 239
14. Разные неискусства в искусстве ... 244
15. Целостность в искусстве ... 249
16. Пренебрежение к искусству в искусстве ... 255
17. Недоразумение с «искусством для искусства»... 261
18. Цена бескорыстного познания ... 265
19. Абсолютизация относительного ... 271
20. Смех, стыд, благоговение ... 276
Глава 8. Промежуточные и вспомогательные потребности ... 279
1. Идеологические и этнические потребности ... 279
1.1. Нормы, подкрепляющие одна другую... 279
1.2. Нужда в норме ... 282
1.3. Диапазон идеологических норм ... 286
1.4. Тенденции в смене норм ... 289
1.5. Доброта и добро, истина и красота ... 292
2. Любовь ... 296
2.1. Многозначность понятия ... 296
2.2. Потребности как любовь ... 298
2.3. Любовь и нормы ... 302
2.4. Любовь и дело ... 304
2.5. «Все движется любовью» ... 308
3. Компетентность как вооруженность ... 311
3.1. Потребности и возможности ... 311
3.2. Врожденное ... 314
3.3. Унаследованное и приобретенное ... 316
3.4. Специализация ... 320
3.5. Универсальное «оружие» ... 323
3.6. Вооруженность логикой ... 326
3.7. Вооруженность и воля ... 328
3.8. Игра и вооруженность ... 330
Глава 9. Реанимация души ... 341
1. Психология без психеи... 341
2. Природа души ... 344
3. Свобода воли ... 347
4. Преступление и вина ... 349
5. Зло ... 351
6. Болезни потребностей ... 354
7. Здоровье потребностей... 356
8. Проблема человековедения ... 361
9. Контуры перспектив ... 365
10. «Жизнь человеческого духа» на сцене ... 368
Глава 10. Проявление потребностей в поведении ... 371
1. Качество действий ... 371
2. Цели и средства ... 374
3. Устойчивая доминанта ... 378
4. Распределение внимания ... 380
5. Удовлетворение потребностей и время... 382
6. Специфика обслуживания потребностей ... 385
7. Семиотика мобилизованности ... 388
8. Конкуренция желаний ... 391
9. Ритм и эмоциональность ... 393
10. Речь и ее связь с доминирующими потребностями ... 400
10.1. Давление потребностей биологических ... 401
10.2. Давление потребностей социальных ... 405
10.3. Давление потребностей идеальных ... 406
11. «Диаметр сознания» ... 411
12. Воспитание потребностей ... 415
13. Характер и четыре структуры мозга ... 418
14. Структура потребностей и вооруженность ... 423
15. Потребности и мода ... 425
16. Об умении режиссера ... 428
Часть II.
ЛОГИКА ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ И НА СЦЕНЕ
Глава 1. Режиссура как практическая психология ... 430
1. Искренность и выразительность поведения ... 430
2. Общие закономерности общения и штампы ... 433
3. Экономия сил и субординация целей в поведении ... 435
4. Предмет и тема борьбы ... 440
Глава 2. Инициативность ... 445
1. Принадлежность инициативы ... 445
2. Распределение инициативы ... 449
3. Наступление ... 453
3.1. Мобилизованность ... 453
3.2. Пристройки ... 457
3.3. Воздействия ... 460
3.4. Развитие и темпо-ритм ... 465
3.5. Наступление «за настоящее» (за поступок партнера) ... 467
3.6. Наступление «за будущее» (за сдвиги в сознании
партнера) ... 470
3.7. Наступление «за прошедшее» ... 473
4. Оборона ... 477
5. Наступление — основа борьбы ... 481
5.1. Инициатива и тема спектакля ... 481
5.2. На репетиции ... 485
5.3. Инициатива и сверхзадача роли ... 488
Глава 3. Дела и личные взаимоотношения ... 491
1. Представления о партнере и представления о себе ... 491
2. Взаимоотношения как предмет борьбы ... 497
3. Разновидности позиционных наступлений ... 504
3.1. «Удалять» — «ставить на место» ... 508
3.2. «Удалять» — «возвышать себя» ... 511
3.3. Приближать — «возвышать партнера» («призывать к себе») ... 514
3.4. Приближать — «унижать себя» («идти к партнеру») ... 516
3.5. Выяснение отношений ... 520
Глава 4. Соотношение интересов — дружественность и враждебность ... 522
1. Общность и разность интересов ... 522
2. Соотношение интересов и инициативность ... 527
3. Соотношение интересов в деловой и позиционной
борьбе ... 532
Глава 5. Представление о силе и слабости ... 537
1. Возможности и интересы ... 537
2. Проявления представлений о соотношении сил ... 546
3. Соотношение сил, инициативность, дело и позиция,
дружественность и враждебность ... 552
Глава 6. Обмен информацией — добывать и давать ... 560
1. Информация — способ борьбы ... 560
2. Инициативность в обмене информацией ... 565
3. В позиционной и деловой борьбе ... 568
4. Соотношение интересов и сил в обмене информацией ... 570
Глава 7. О практическом «измерении» поведения по параметрам
взаимодействия ... 580
1. Невоспитанность и благовоспитанность (манеры) ... 580
2. Мужественность и женственность ... 590
3. О режиссуре как профессии ... 596
Часть III
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ИСКУССТВА ДЕЙСТВИЙ
Глава 1. Действие в искусстве актера ... 607
Глава 2. Язык действий и «чтение поведения» ... 618
Глава 3. Логика и техника бессловесных элементов действия ... 640
Глава 4. Способы словесного воздействия ... 657
Глава 5. Логика действий в «паузе», монологе, переживаниях и
перевоплощении ... 693
Библиография ... 703