Назад в список
Назад в список


Голубева Э.А.

Способности, личность, индивидуальность


СОДЕРЖАНИЕ

(вариант для печати в PDF-формате (122 кб))

 

От автора … 8

Предисловие Е.Н. Соколова к книге Э.А. Голубевой «Способности и индивидуальность» /1993/ … 10

Введение. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ … 12

Об электрофизиологических методах изучения павловских типологических свойств … 13
О психофизиологическом подходе к изучению способностей и их задатков … 17
О психофизиологическом подходе к изучению личности … 21
О психофизиологическом подходе к изучению структуры личности и индивидуальности … 27
Об изучении индивидуально-типологических различий ориентировочного рефлекса … 32
О значении психографических методов при описании индивидуальности … 36

Глава 1. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ О ПРИРОДНЫХ ПРЕДПОСЫЛКАХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ … 39

1.1. Исследование природных предпосылок способностей и других индивидуально-психологических особенностей в контексте дифференциальной психологии … 39
1.2. Исследование природных предпосылок способностей и других индивидуально-психологических особенностей в контексте отечественной психологии индивидуальных различий … 56
1.3. Об изучении природных предпосылок индивидуально-типологических различий в дифференциальной психофизиологии и ее создателях … 75

Глава 2. СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ; ПРИНЦИПЫ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ … 94

2.1. Определения подструктур, структурообразующих признаков и системных свойств личности и индивидуальности … 98
2.2. Основные принципы комплексного изучения способностей … 108

Глава 3. ОБОСНОВАНИЕ   ПРИМЕНЯЕМЫХ   МЕТОДОВ   ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ … 111

3.1. О спонтанной и вызванной активности в биотоках мозга … 112
1. Электроэнцефалограмма (спонтанная ритмика) … 113
2. Вызванная электрическая активность … 118
3. Реакция навязывания ритма … 120
4. Использование биоэлектрических показателей для определения типологических свойств нервной системы … 122

3.2. Сила нервной системы и ее биоэлектрические показатели … 125
1. Показатели, связанные с сенсорной сферой … 125
А. Зрительная чувствительность … 125
Б. Показатели, извлекаемые из индукционной методики … 126
2. Показатели двигательных реакций … 127
3. Соотношение небиоэлектрических и биоэлектрических показателей силы нервной системы … 128
Обсуждение … 133

3.3. Лабильность нервной системы и ее биоэлектрические показатели … 144
1. Критическая частота слияния мельканий (КЧМ) … 148
2. Скорость восстановления световой чувствительности после засвета … 148
3. Адекватная оптическая хронаксия (АОХ) … 149
4. Частота слияния звуковых раздражителей (КЧЗ) … 149
5. Соотношение небиоэлектрических и биоэлектрических показателей лабильности нервной системы … 149
Обсуждение … 154

3.4. Уравновешенность нервной системы (свойство активированности) и ее биоэлектрические показатели … 159
1. Свойство активированности и показатели спонтанной ритмики … 161
2. Свойство активированности и показатели гармоник … 164
3. Свойство активированности и показатели вызванных потенциалов … 168
Обсуждение … 174

3.5. Проблема «расщепления» и взаимодействия типологических свойств нервной системы … 182
1. «Расщепление» типологических свойств нервной системы … 182
2. Взаимодействие типологических свойств нервной системы … 186

3.6. Проблемы соотношения общих и специально человеческих свойств высшей нервной деятельности; методики определения взаимодействия двух сигнальных систем … 189

Глава 4. СПОСОБНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ И ТЕМПЕРАМЕНТ … 200

4.1. Школьная успеваемость и общие свойства нервной системы … 202

4.2. Эмоциональность и типологические свойства нервной системы … 206
Школьники … 209
Студенты … 213

4.3. Активность и типологические свойства нервной системы … 217
Школьники … 218
Методики определения психической активности … 218
Показатели свойства активированности … 219

4.4. Обсуждение … 221

Глава 5. ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ ЗАДАТКИ … 236

5.1. Характеристики общих способностей … 239

5.2. Соотношение показателей общих способностей и общих свойств нервной системы … 242
Память, интеллект, успеваемость и общие свойства нервной системы … 242
Школьники … 242
Студенты … 254

5.3. Соотношение общих способностей, уровней регуляции и специально человеческих типов высшей нервной деятельности … 258
1. Вызванные потенциалы и типологические  свойства нервной системы … 258
2. Память, интеллект, успеваемость и специально человеческие типы ВИД … 265
Школьники … 265
3. Память, интеллект, непроизвольная-произвольная регуляция и специально человеческие типы ВИД … 269
Студенты … 269

5.4. Обсуждение … 274

Глава 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ ЗАДАТКИ … 292

6.1. Музыкальные способности и их задатки … 292
Школьники … 300
Студенты … 304

6.2. Математические способности и их задатки … 313

6.3. Языковые способности и их задатки … 335
Школьники … 337
Студенты … 342

6.4. Педагогические способности и их задатки … 347
Школьники … 352
Студенты … 356

6.5. Обсуждение … 364

Глава 7. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ХАРАКТЕР … 380

7.1. Индивидуальные различия работоспособности и типологические свойства нервной системы … 381

7.2. Непроизвольный и произвольный уровни регуляции и типологические свойства нервной системы … 394

7.3. Темперамент и характер; «конвергирующий» и «дивергирующий» типы их соотношений … 398
Испытуемые с конвергирующими соотношениями типологического базиса и поведенческих проявлений импульсивности-рефлексивности (управляемости) … 402
Испытуемые с дивергирующими соотношениями типологического базиса и поведенческих проявлений импульсивности-рефлексивности (управляемости) … 404

7.4. Обсуждение … 406

Глава 8. СПОСОБНОСТИ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ … 414

8.1. Соотношение способностей и склонностей … 414
8.2. Способности и общие виды направленности личности … 417
8.3. Обсуждение … 420

Глава 9. ЧЕРТЫ, СТИЛЬ, ТИПЫ ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ; ИХ СВЯЗЬ СО СПОСОБНОСТЯМИ И ЗАДАТКАМИ … 423

9.1. Сопоставление 16 факторов личности Р.Б. Кэттелла с электрофизиологическими показателями типологических свойств нервной системы И.П. Павлова … 423
9.2. Попытка сопоставления 16 факторов личности Р.Б. Кэттелла со структурообразующими признаками индивидуальности и их типологическими предпосылками … 427
9.3. Индивидуально-типологические стилевые различия, характеристики ориентировочной активности и свойства нервной системы … 432
9.4. Обсуждение … 441

ЗАКЛЮЧЕНИЕ … 450

ВМЕСТО ЭПИЛОГА … 477

Литература … 479



 
  Назад в список