Кунини А.В.
Курс фразеологии современного английского языка
Учебное пособие для институтов и факультетов иностранных языков
СОДЕРЖАНИЕ
(вариант для печати в PDF-формате (88 кб))
От автора … 8
Предисловие Е.Н. Соколова к книге Э.А. Голубевой «Способности и индивидуальность» /1993/ … 10
Введение. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ … 12
Об электрофизиологических методах изучения павловских типологических свойств … 13
О психофизиологическом подходе к изучению способностей и их задатков … 17
О психофизиологическом подходе к изучению личности … 21
О психофизиологическом подходе к изучению структуры личности и индивидуальности … 27
Об изучении индивидуально-типологических различий ориентировочного рефлекса … 32
О значении психографических методов при описании индивидуальности … 36
Глава 1. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ О ПРИРОДНЫХ ПРЕДПОСЫЛКАХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ … 39
1.1. Исследование природных предпосылок способностей и других индивидуально-психологических особенностей в контексте дифференциальной психологии … 39
1.2. Исследование природных предпосылок способностей и других индивидуально-психологических особенностей в контексте отечественной психологии индивидуальных различий … 56
1.3. Об изучении природных предпосылок индивидуально-типологических различий в дифференциальной психофизиологии и ее создателях … 75
Глава 2. СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ; ПРИНЦИПЫ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ … 94
2.1. Определения подструктур, структурообразующих признаков и системных свойств личности и индивидуальности … 98
2.2. Основные принципы комплексного изучения способностей … 108
Глава 3. ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЯЕМЫХ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ … 111
3.1. О спонтанной и вызванной активности в биотоках мозга … 112
1. Электроэнцефалограмма (спонтанная ритмика) … 113
2. Вызванная электрическая активность … 118
3. Реакция навязывания ритма … 120
4. Использование биоэлектрических показателей для определения типологических свойств нервной системы … 122
3.2. Сила нервной системы и ее биоэлектрические показатели … 125
1. Показатели, связанные с сенсорной сферой … 125
А. Зрительная чувствительность … 125
Б. Показатели, извлекаемые из индукционной методики … 126
2. Показатели двигательных реакций … 127
3. Соотношение небиоэлектрических и биоэлектрических показателей силы нервной системы … 128
Обсуждение … 133
3.3. Лабильность нервной системы и ее биоэлектрические показатели … 144
1. Критическая частота слияния мельканий (КЧМ) … 148
2. Скорость восстановления световой чувствительности после засвета … 148
3. Адекватная оптическая хронаксия (АОХ) … 149
4. Частота слияния звуковых раздражителей (КЧЗ) … 149
5. Соотношение небиоэлектрических и биоэлектрических показателей лабильности нервной системы … 149
Обсуждение … 154
3.4. Уравновешенность нервной системы (свойство активированности) и ее биоэлектрические показатели … 159
1. Свойство активированности и показатели спонтанной ритмики … 161
2. Свойство активированности и показатели гармоник … 164
3. Свойство активированности и показатели вызванных потенциалов … 168
Обсуждение … 174
3.5. Проблема «расщепления» и взаимодействия типологических свойств нервной системы … 182
1. «Расщепление» типологических свойств нервной системы … 182
2. Взаимодействие типологических свойств нервной системы … 186
3.6. Проблемы соотношения общих и специально человеческих свойств высшей нервной деятельности; методики определения взаимодействия двух сигнальных систем … 189
Глава 4. СПОСОБНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ И ТЕМПЕРАМЕНТ … 200
4.1. Школьная успеваемость и общие свойства нервной системы … 202
4.2. Эмоциональность и типологические свойства нервной системы … 206
Школьники … 209
Студенты … 213
4.3. Активность и типологические свойства нервной системы … 217
Школьники … 218
Методики определения психической активности … 218
Показатели свойства активированности … 219
4.4. Обсуждение … 221
Глава 5. ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ ЗАДАТКИ … 236
5.1. Характеристики общих способностей … 239
5.2. Соотношение показателей общих способностей и общих свойств нервной системы … 242
Память, интеллект, успеваемость и общие свойства нервной системы … 242
Школьники … 242
Студенты … 254
5.3. Соотношение общих способностей, уровней регуляции и специально человеческих типов высшей нервной деятельности … 258
1. Вызванные потенциалы и типологические свойства нервной системы … 258
2. Память, интеллект, успеваемость и специально человеческие типы ВИД … 265
Школьники … 265
3. Память, интеллект, непроизвольная-произвольная регуляция и специально человеческие типы ВИД … 269
Студенты … 269
5.4. Обсуждение … 274
Глава 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ ЗАДАТКИ … 292
6.1. Музыкальные способности и их задатки … 292
Школьники … 300
Студенты … 304
6.2. Математические способности и их задатки … 313
6.3. Языковые способности и их задатки … 335
Школьники … 337
Студенты … 342
6.4. Педагогические способности и их задатки … 347
Школьники … 352
Студенты … 356
6.5. Обсуждение … 364
Глава 7. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ХАРАКТЕР … 380
7.1. Индивидуальные различия работоспособности и типологические свойства нервной системы … 381
7.2. Непроизвольный и произвольный уровни регуляции и типологические свойства нервной системы … 394
7.3. Темперамент и характер; «конвергирующий» и «дивергирующий» типы их соотношений … 398
Испытуемые с конвергирующими соотношениями типологического базиса и поведенческих проявлений импульсивности-рефлексивности (управляемости) … 402
Испытуемые с дивергирующими соотношениями типологического базиса и поведенческих проявлений импульсивности-рефлексивности (управляемости) … 404
7.4. Обсуждение … 406
Глава 8. СПОСОБНОСТИ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ … 414
8.1. Соотношение способностей и склонностей … 414
8.2. Способности и общие виды направленности личности … 417
8.3. Обсуждение … 420
Глава 9. ЧЕРТЫ, СТИЛЬ, ТИПЫ ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ; ИХ СВЯЗЬ СО СПОСОБНОСТЯМИ И ЗАДАТКАМИ … 423
9.1. Сопоставление 16 факторов личности Р.Б. Кэттелла с электрофизиологическими показателями типологических свойств нервной системы И.П. Павлова … 423
9.2. Попытка сопоставления 16 факторов личности Р.Б. Кэттелла со структурообразующими признаками индивидуальности и их типологическими предпосылками … 427
9.3. Индивидуально-типологические стилевые различия, характеристики ориентировочной активности и свойства нервной системы … 432
9.4. Обсуждение … 441
ЗАКЛЮЧЕНИЕ … 450
ВМЕСТО ЭПИЛОГА … 477
Литература … 479
|